Министерство обороны Великобритании предложило компенсации семьям демонстрантов, которые были убиты или получили серьезные ранения в ходе «кровавого воскресенья» в Северной Ирландии в 1972 году. 30 января 1972 года в районе Богсайд североирландского города Лондондерри правительственные войска расстреляли демонстрацию местных жителей, которые пришли на марш Ассоциации в защиту гражданских прав Северной Ирландии. В результате 13 безоружных демонстрантов были убиты, среди них шестеро несовершеннолетних и священник. Еще 14 человек были ранены.
Первое расследование этих событий, проведенное в 1972 году, показало, что солдаты открыли огонь только потому, что сами оказались в опасности. Критики же сразу обвинили в трагедии тогдашнего премьер-министра Великобритании сэра Эдварда Хита. Утверждалось, что его правительство заранее спланировало события «кровавого воскресенья». Хит назвал все обвинения абсурдом. «Трагические смерти… возмутили католическую общину, увеличили поддержку Ирландской республиканской армии и разрушили перспективы политических инициатив», — заявил тогда Хит, объясняя, что его правительство не могло быть заинтересовано в ухудшении внутриполитической обстановки в Северной Ирландии.
События в Лондондерри спровоцировали эскалацию насилия и помогли ирландским сепаратистам оформить боевое крыло Ирландской республиканской армии, чья террористическая деятельность в следующие 30 лет унесла жизни около трех тысяч человек, в том числе кузена королевы Елизаветы II лорда Маунтбаттена, чья яхта была взорвана сепаратистами в августе 1979 года.
В 1974 году министерство обороны все же выплатило небольшие компенсации семьям погибших, не признавая при этом своей ответственности. Итоги первого расследования не устроили пострадавших и родственников убитых, и на протяжении многих лет они требовали повторного рассмотрения обстоятельств трагедии. В 1998 году Лондон заявил о начале второго расследования. Оно продолжалось 12 лет и стало самым дорогостоящим в истории страны. Британской казне оно обошлось в £195 млн.
В июне 2010 года комиссия под руководством известного юриста лорда Сэвилла признала, что «стрельба британских солдат по демонстрантам не имела законных оснований». 15 июня того же года премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон представил парламенту доклад, в котором говорилось, что события в Лондондерри ни в коем случае не должны были произойти.
«Я глубоко сожалею о случившемся, — заявил тогда Кэмерон. — От лица правительства и от лица всей страны». Доклад премьер-министра демонстрировали в прямом эфире на установленных на центральной площади города Лондондерри огромных экранах. Жители встречали эти слова радостными криками и аплодисментами. Готовность официального Лондона к примирению с ирландскими сепаратистами в очередной раз была без энтузиазма встречена ирландскими протестантами-унионистами. Член палаты общин от Восточного Лондондерри Грегори Кэмпбелл назвал выводы нового расследования «такими же односторонними», как и заявления 1974 года, поскольку они совершенно не учитывают тот факт, что сепаратисты значительно увеличили свою активность непосредственно «за несколько дней и недель» до событий 30 января, а потому командированные для подкрепления спецназовцы вполне могли опасаться вооруженных провокаций в ходе демонстрации. Кэмпбелл представляет в парламенте крупнейшую протестантскую политическую силу Северной Ирландии — Демократическую унионистскую партию.
Как показало новое расследование, ни один из погибших или пострадавших участников демонстрации в принципе не представлял собой опасности для военнослужащих, открывших по ним огонь.
Министерство обороны Великобритании предложило родственникам 13 погибших и 14 раненых во время событий «кровавого воскресенья» компенсации в размере £50 тыс. ($77,5 тысяч). В целом минобороны планирует выделить на эти цели £1,3 млн ($2 млн). Однако, отмечают местные СМИ, некоторые родственники уже выразили недовольство этой суммой. Кейт Нэш, чей брат Уильям был убит, а отец Алекс получил ранения при расстреле демонстрации, назвала предложенную сумму компенсации «оскорбительной». «Моего брата никто не может заменить, и никакие деньги на свете не смогут его вернуть», — цитирует ее телеканал U-TV. Как отмечает The Guardian, компенсации со стороны британского государства тем, кто смог доказать свое незаконное похищение в рамках кампании по борьбе с терроризмом, отсуживались куда большие. Так, например, ливиец Сами аль-Саади, похищенный при помощи британских спецслужб в Гонконге и вывезенный в Триполи, смог отсудить у властей страны £2,2 млн.
«Премьер-министр уже принес извинения за события «кровавого воскресенья», — цитирует заявление минобороны Великобритании телеканал CNN. — Переговоры о компенсации с адвокатами, представляющими семьи (пострадавших), продолжаются. Любые спекуляции по поводу сумм выплат не приносят пользы и являются преждевременными».