Следственный комитет в рамках расследования «болотного дела» и «дела Удальцова» предъявил обвинение грузинскому политику Гиви Таргамадзе и объявил его в розыск.
«Главным следственным управлением СК России в рамках уголовного дела о массовых беспорядках и применении насилия в отношении представителей власти на Болотной площади в Москве, а также приготовлении к организации массовых беспорядков в ряде регионов Российской Федерации вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого бывшего главы комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе», — сообщает сайт ведомства Александра Бастрыкина.
СК предъявил обвинения Таргамадзе по ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 212 УК, то есть в приготовлении к организации массовых беспорядков. Такие же обвинения предъявлены другим фигурантам дела — левым активистам Сергею Удальцову, Леониду Развозжаеву и Константину Лебедеву.
«В связи с тем что Таргамадзе является иностранным гражданином, привлечь его в качестве обвиняемого раньше следствие не могло, не выяснив, наделен ли он каким-либо иммунитетом. В настоящее время СК России из МИД РФ получен официальный ответ о том, что Гиви Таргамадзе не обладает каким-либо иммунитетом от уголовного преследования», — утверждают в СК.
В ближайшее время СК намерен ходатайствовать о заочном аресте грузинского парламентария.
Уголовное дело против левых активистов было возбуждено после демонстрации по телеканалу НТВ документального фильма-расследования «Анатомия протеста-2». Ключевым эпизодом этого фильма стала видеозапись, которую авторы расследования называли встречей Таргамадзе и левых активистов. Впоследствии СК подтвердил подлинность этой записи. На встрече речь шла о финансировании российских оппозиционеров в том числе экс-главой Банка Москвы Андреем Бородиным, который живет в Лондоне. Таргамадзе на встрече предлагал левым активистам захватить власть в Калининграде, Владивостоке, а потом и в Москве. Авторы фильма утверждали, что на деньги Таргамадзе оппозиционеры организовывали лагеря в нескольких регионах России, где готовили своих сторонников к захвату власти.
Помимо этого в фильме приводились телефонные переговоры Таргамадзе и Лебедева, по заверениям авторов фильма, грузинский политик инструктировал оппозиционеров, как себя вести на массовых акциях протеста и что говорить со сцены во время митинга.
Обвинения Таргамадзе предъявлены спустя четыре месяца после возбуждения уголовного дела.
Из трех других фигурантов дела в СИЗО находится только Развозжаев, которому помимо подготовки к организации массовых беспорядков предъявлено еще несколько обвинений — нелегальное пересечение границы и ложный донос. Дело 1997 года о разбое, обвиняемым по которому уже после ареста стал Развозжаев, как утверждает его защита, было закрыто. Удальцов и Лебедев находятся под домашним арестом, причем за последнюю неделю им обоим была изменена мера пресечения: Удальцову ужесточена, Лебедеву, напротив, смягчена.
Михаил Мачавариани, один из лидеров «Единого национального движения», бывший вице-спикер парламента Грузии, депутат парламента от меньшинства, назвал обвинения, выдвинутые Следственным комитетом против Гиви Таргамадзе, абсурдными.
«Наша позиция состоит в том (сам Таргамадзе сделал на это счет уже несколько заявлений), что в Москве ищут виноватых, чтобы использовать это против тех людей, которые в оппозиции к Путину. Они ищут способы очернить оппозицию и выдумывают какие-то истории. Одна из наживок состоит в истории про то, как грузинская власть во главе с Михаилом Саакашвили планировала и осуществляла в России массовые волнения. Все это, конечно, выдумки.
Я уверен, что это тот сценарий, который российские, а до них и советские спецслужбы использовали против инакомыслящих. Гиви Таргамадзе абсолютно ни при чем», — сказал Мачавариани корреспонденту «Газеты.Ru».
Мачавариани подтвердил также, что власти Грузии не имеют права по закону выдавать своего гражданина другой стране. На вопрос, может ли выдача Таргамадзе стать предметом торга между Москвой и Тбилиси, Мчавариани допустил такую возможность.
«Если новые власти и на этот счет будут торговаться, то это будет одним из самые неверных их решений», — отметил бывший вице-премьер.
Мачавариани сообщил, что самого Таргамадзе уже неделю нет в Грузии, но не стал уточнять его местонахождение.
Следствие против гражданина Грузии, против которого возбуждено уголовное дело за пределами страны, может вестись в самой Грузии, но только на основании специального запроса и в рамках действующих межправительственных соглашений.
Москва и Тбилиси — участницы международных конвенций о правовой помощи: Минской конвенции 1993 года и аналогичных европейских конвенций. Но решение остается за Тбилиси.