Следственный комитет предлагает изменить меру пресечения координатору «Левого фронта» Сергею Удальцову с подписки о невыезде на домашний арест.
«Главное следственное управление СК России ходатайствует перед судом об изменении меры пресечения Удальцову, обвиняемому по уголовному делу о массовых беспорядках и применении насилия в отношении представителей власти на Болотной площади, а также о приготовлении к организации массовых беспорядков на территории РФ (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 212 УК РФ)», — говорится в заявлении на сайте ведомства Александра Бастрыкина.
СК впервые прямо обвиняет Удальцова в приготовлении к организации массовых беспорядков 6 мая в Москве. Ранее следствие объединило в одно производство «дело Удальцова», по которому помимо самого Удальцова в качестве обвиняемых проходят левые активисты — член «Левого фронта» Леонид Развозжаев и левый активист Константин Лебедев, и «болотное дело».
Следственный комитет напоминает, что подписка о невыезде была взята у Удальцова еще в октябре, во время расследования дела, возбужденного после демонстрации по НТВ фильма «Анатомия протеста-2».
«Основаниями для изменения Удальцову меры пресечения явилось то, что он, находясь под подпиской о невыезде, неоднократно ее нарушает. В частности, Удальцов подолгу не проживает по месту своей регистрации, его мобильные телефоны часто бывают отключены, что затрудняет вызов обвиняемого к следователю. При этом о месте своего фактического нахождения Удальцов следствию не сообщает», — объясняются причины ходатайства об изменении меры пресечения на сайте СК.
Координатор «Левого фронта» после дачи подписки о невыезде и надлежащем поведении продолжает совершать противоправные действия, утверждают следователи.
«Так, 27 октября 2012 года он принимал участие в проведении несанкционированного шествия и пикетирования, за что был привлечен к административной ответственности. Помимо этого 15 декабря 2012 года Удальцов был задержан сотрудниками полиции во время акции оппозиции в Ильинском сквере Москвы, с ним была проведена профилактическая беседа. 13 января 2013 года Удальцов во время проведения массовой акции оппозиции в Москве устраивал всевозможные провокации и призывал участников шествия начать бессрочные акции протеста», — приводят примеры «ненадлежащего поведения» подчиненные Бастрыкина.
Заявление Следственного комитета последовало сразу после очередного допроса Удальцова в пятницу. Во время следственных действий оппозиционер отказался давать часть показаний, сославшись на 51-ю статью. После допроса Удальцов объяснил, что следователи интересовались его средствами связи и абонентами, с которыми тот общался в течение последних двух лет.
«Поскольку уже прошло много времени, я предпочел воспользоваться 51-й статьей Конституции и не стал отвечать», — сказал Удальцов журналистам. Оппозиционер добавил тогда, что его мера пресечения на время следствия не изменится и он останется под подпиской о невыезде.
Теперь оппозиционер не сомневается, что Басманный районный суд, заседание которого намечено на завтра, удовлетворит ходатайство Следственного комитета.
«Мы взрослые люди, я это (ходатайство СК и дальнейший домашний арест. — «Газета.Ru») воспринимаю уже как свершившийся факт, иллюзий не питаю. Хотя чудеса, конечно, бывают. Я не знаю, что такое домашний арест, никогда не сталкивался. Ну что, буду домашнюю уборку проводить», — иронизирует Удальцов.
Он отвергает все претензии в свой адрес со стороны следствия в нарушении условий подписки о невыезде. «Я нахожусь все это время в Москве, живу по месту регистрации. Ну ночь-две мог побывать у друзей, но в подписке о невыезде нет четких условий, где я должен ночевать. У меня всегда включен мобильный телефон», — объяснил «Газете.Ru» оппозиционер.
Он убежден, что следователи в качестве основного аргумента для изменения меры пресечения будут приводить административные задержания. «В суде будут напирать именно на них, тем более решения суда вступили в силу», — утверждает Удальцов. Он предположил, что инициатива СК связана с его отказом давать показания в рамках объединенного дела о событиях 6 мая. «Я думаю, это из-за 51-й статьи Конституции, я предпочел ею воспользоваться сегодня. Возможно, это такая реакция.
Кольцо сжимается, они постепенно меняют условия, сначала подписка, теперь домашний арест. Я думаю мне дали понять: не будешь давать показания — пойдешь под арест. Причем сначала домашний, а потом реальный. Я всегда на допрос в СК беру с собой вещи на всякий случай», — рассказал Удальцов.
Адвокат другого находящегося под подпиской о невыезде оппозиционера, Алексея Навального, Вадим Кобзев сказал «Газете.Ru», что в отношении его подзащитного никаких сигналов по поводу вероятного изменения меры пресечения не поступало. «Он неукоснительно соблюдает свою подписку. В этом отношении к нам придраться не к чему», — сказал Кобзев. С юридической точки зрения подписку Удальцова можно будет изменить, если он действительно нарушал условия подписки и это подтверждается документально, объясняет адвокат. В этом случае следователи просто вынуждены отреагировать на нарушение. «Тут основной вопрос, как мне видится: правда ли, что он нарушал.
Если, правда, что нарушал, ну… тогда дурак, сам во всем виноват. А если неправда, то тогда это какая-то провокация властей», — добавил адвокат.
Еще один вопрос, который сразу возник у Кобзева по поводу решения следователей, это почему они хотят изменить подписку о невыезде лишь на домашний арест. В случае если нарушения были и документированы, СК вообще имеет право заключить Удальцова под стражу, рассуждает адвокат.
«Мое предположение: они действуют так мягко для того, чтобы не создавать лишнего ажиотажа в связи с его посадкой. Если его сразу в СИЗО отправить — будет общественный резонанс, мол, оппозицию преследуют и так далее», — полагает он.
При этом, напоминает Кобзев, «генеральная линия» следствия до сих пор была другой. По громким политическим делам СК до сих пор отправлял в СИЗО лишь активистов, предпочитая держать лидеров оппозиции под подпиской и вести себя с ними мягко.