Еще не прошло и месяца, как Барак Обама во второй раз принес присягу, а американские социологические службы уже строят предположения, кто мог бы пойти на выборы главы государства 2016 года от обеих доминирующих партий.
Лучшие рейтинги в демократическом лагере имеет ушедшая 1 февраля с поста госсекретаря Хиллари Клинтон. У республиканцев большей популярностью пользуется сенатор от Флориды Марко Рубио, выходец из консервативной кубинской иммигрантской семьи.
Согласно результатам опроса Public Policy Polling, опубликованным в четверг, Клинтон является бесспорным фаворитом среди демократов: на внутрипартийных праймериз ее готовы поддержать 58% сторонников нынешней администрации. Вице-президент Джозеф Байден пользуется поддержкой 19% избирателей-демократов, сенатор Элизабет Уоррен, избранная в верхнюю палату конгресса в минувшем году, рассчитывает на 8% голосов. Губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо пользуется поддержкой только 3% демократов.
Однако, по тем же данным, если Клинтон не будет выдвигать свою кандидатуру, демократы готовы поддержать вместо нее Байдена. В таком случае он получает 57%, Уоррен — 13%, а Куомо — 5%.
В большом интервью CNN в январе Клинтон заявила, что абсолютно не имеет никаких планов выдвигаться в президенты, но сразу же допустила оговорку, что ее здоровье позволяет ей встретить любой вызов. «Я смотрю вперед на следующую главу своей жизни, какой бы она ни была», — сказала она.
О своем здоровье Клинтон заговорила неспроста: накануне отставки она пережила кишечную инфекцию и сотрясение мозга после падения в обморок из-за обезвоживания. Вопрос здоровья, физической и психологической готовности кандидатов часто всплывает в ходе президентской гонки. В 1972 году скрытые кандидатом в вице-президенты от демократов Томасом Иглтоном сведения о его лечении суицидальной депрессии электрошоком, всплывшие уже после утверждения его кандидатуры, во многом стоили победы Джорджу Макговерну. А в ходе кампании 2008 года абсолютное здоровье Барака Обамы негласным, но вполне очевидным образом противопоставлялось непростому физическому состоянию самого старого президентского кандидата в американской истории — 73-летнего Джона Маккейна, который в результате военных травм едва мог поднять вверх руки, а в 2000 году перенес операцию на лице по удалению меланомы.
К 8 ноября 2016 года, когда американцы вновь придут на избирательные участки, Клинтон уже исполнится 69 лет, а Джозеф Байден будет готовиться праздновать свое 74-летие.
Правда, стоит сказать, что преклонный возраст иногда играл на руку кандидату. В 1984 году избиравшийся на второй срок Рональд Рейган (ему также исполнилось 73 года) на замечание соперничавшего с ним демократа Уолтера Мондейла о его возрасте заметил: «Я хотел бы, чтобы вы знали, что я не делаю свой возраст темой для обсуждения этой кампании. Так же как я не собираюсь и эксплуатировать в политических целях юность и неопытность моего оппонента». Как впоследствии признавал сам Мондейл, ошибка на этих дебатах стала для него фатальной.
Многие политологи сомневаются, что на выборы пойдет и Байден, так что опасения, что в итоге вторая администрация Обамы повторит судьбу команды Джорджа Буша-мл., подошедшей к 2008 году без очевидного преемника, не безосновательны.
Внутри Республиканской партии Рубио пользуется заметным преимуществом над своими потенциальными соперниками.
На праймериз он получил бы 22%, значительно опережая несостоявшегося вице-президента Пола Райана (15%), губернатора Нью-Джерси Криса Кристи и бывшего губернатора Флориды, брата президента Джорджа Буша-мл. Джеба Буша (у обоих по 13%). Еще меньшие шансы имеют дважды пытавшийся добиться выдвижения в президенты от республиканцев, экс-губернатор Арканзаса Майк Хаккаби (11%) и конгрессмен-республиканец Рэнд Пол (10%). Популярность некогда считавшихся звездами Республиканской партии губернатора Луизианы Бобби Джиндала или губернатора Техаса Рика Перри не выходит за пределы статистической погрешности, у них 4% и 3% соответственно.
Рубио считается кандидатом самого консервативного крыла республиканцев. Среди избирателей, определивших себя как очень консервативных, сенатора готовы поддержать 28%. В этой группе населения Хаккаби пользуется 15-процентной поддержкой, а Райан — 14%.
Когда-то Рубио был одной из звезд Чайной партии, разношерстного и по большей части очень консервативного антисистемного движения внутри Республиканской партии, оформившегося несколько месяцев спустя после избрания Обамы. Сейчас, однако, он пошел на сближение с умеренным крылом партии. А в некоторых вопросах, как, например, предложенный Обамой и поддержанный частью республиканцев проект легализации молодых иммигрантов «Закон мечты», Рубио пошел еще дальше, солидаризировавшись с демократами. О необходимости для республиканцев выстраивать новые отношения со все более и более весомыми в электоральном плане «латинос» политологи говорят наперебой уже годы. Обращающийся к своим сторонникам одинаково свободно и на испанском, и на английском, Рубио как нельзя лучше выполняет эту задачу.
И в то же время он проголосовал против непопулярного у консерваторов закона против «фискального обрыва», которой ради неповышения налоговой нагрузки на большинство работающих американцев лишил льгот домохозяйства, зарабатывающие более $400 тыс. в год.
Рубио, на которого откровенно делает ставку руководство «великой старой партии» («Газета.Ru» писала об этом накануне), на этой неделе был назван журналом Time «спасителем республиканцев».
Сам Рубио, как и Клинтон, от прямого ответа на вопрос об участии в президентских выборах уходит. «Я действительно верю, что, если я выполню лучшую работу в сенате, через пару лет я буду находиться в том положении, которое позволит мне принимать решение о том, идти ли на переизбрание, покидать политику и оставить кому-то свое место или избираться на какую-то другую позицию», — заявил Рубио во вторник, отвечая на вопросы медиаплощадки BuzzFeed. Не стал отвечать на этот вопрос и Райан, Кристи же говорит более определенно: второй губернаторский срок даст ему накопить столько опыта, чтобы, возможно, и выдвигаться в президенты.
В перспективе национальных выборов Клинтон вчистую разбивает Рубио. За нее сейчас готовы проголосовать 49% избирателей против 41% у республиканца.
А вот у Джеба Буша и Райана в соревновании с бывшим госсекретарем шансы выше. Оба отстают от нее на 6%, при этом у Райана поддержка чуть выше. Еще лучше показатели Криса Кристи, если бы выборы состоялись в ближайшее время, он получил бы 42% избирателей, а Клинтон — 46%.
У Байдена положение хуже, хотя и он опережает всех своих республиканских соперников за исключением Кристи. Он разбивает Рубио со счетом 48:43, Райана — 49:45, Джеба Буша — 48:45. С Кристи же его шансы пока равны, каждый может рассчитывать на поддержку 44% американцев.
Для всеобщих выборов Рубио, с одной стороны, все же слишком консервативен, с другой, как свидетельствует еще декабрьский опрос, проведенный по заказу газеты Politico, он еще малоизвестен широкой публике: целых 36% американцев о нем вообще не слышали, а 17% не имеют никакого мнения.