В среду Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) на Украине, в Белоруссии и Молдавии объявило, что Украина больше не является безопасной страной для беженцев. Региональный представитель организации Олдрих Андрисек заявил:
«На этом этапе Украина не может считаться безопасной страной для всех беженцев. Мы не можем сказать, что система в полной мере работает и всех защищает».
Андрисек особо отметил, что «есть определенные национальности, которым сложнее получить или которые, по статистике, меньше получают статус беженца». Представляя мнение организации, представитель добавил, что Украине следует поработать над законодательством в области обеспечения защиты и социализации беженцев
Согласно статистике УВКБ ООН, в минувшем году статуса беженца на Украине попросили 1860 человек, 30% составляют граждане Афганистана, 17% — Сомали, 16% — Сирии, 7% — Киргизии. 407 из них было отказано по формальным основаниям, а 641 человек получил отказ в предоставлении убежища. Искомый статус получили только 63 человека, а 89 были признаны лицами, которым требуется дополнительная защита.
По данным «Газеты.Ru», на Украине на данный момент проживает самое большое число политэмигрантов из России. Это по меньшей мере несколько десятков человек, эмигрировавших из России после таких громких дел, как разгром химкинской администрации в 2010 году, «болотное дело» или инцидент вокруг общежития «Московский шелк». Одним из самых нашумевших скандалов последнего времени, связанных с УВКБ ООН, стало дело активиста «Левого фронта» Леонида Развозжаева, приехавшего в штаб-квартиру представительства УВКБ в Киеве, но похищенного до того, как он смог завершить оформление документов.
«УВКБ ООН обеспокоено ситуацией с Леонидом Развозжаевым, обратившимся с просьбой предоставить ему политическое убежище. В прошлую пятницу он исчез из Киева и оказался в Москве под арестом в начале этой недели», — заявило тогда УВКБ. Управление также попросило у властей России разъяснений и возможности представителей комиссара ООН встретиться с оппозиционером «как с человеком, обратившимся за политическим убежищем». Эта встреча так и не состоялась.
Один из политических активистов, покинувших Россию, согласившийся говорить с «Газетой.Ru» на условиях анонимности, заметил, что Украина давно перестала быть государством, на территории которого беженцы могли чувствовать себя в безопасности. «Думаю, что история с Развозжаевым лишь один из эпизодов. Ибо это было не первое такое похищение. Да и общая практика предоставления статуса», — говорит политэмигрант. «Последний раз статус (беженцев) в Украине россиянам давали при «оранжевых».
Для Украины сейчас дать кому-то из россиян статус политического беженца — политический акт, значит признать у Путина репрессии», — заявил собеседник издания.
Позиции Украины подорвало не только похищение Развозжаева, но и официальная реакция властей страны на случившееся в Киеве. Украинское МВД признало, что за похищением оппозиционера стоят иностранные спецслужбы (представитель министерства Владимир Полищук назвал их «другими силовиками»), фактически заявив, что дело расследоваться не будет.
Случай российского оппозиционера и исчезновение в конце декабря 2009 года беженца из Узбекистана Хамидулло Тургунова (по некоторым данным, он находится в узбекской тюрьме), как и дело Развозжаева, лишь последние случаи похищения иностранных граждан с территории Украины. «Их не одно и не два, но о тех становилось известно постфактум», — комментировала ситуацию с российским оппозиционером «Газете.Ru» руководитель программы «Право на убежище» российского Института прав человека Елена Рябинина.
Нынешнюю ситуацию Рябинина комментирует одобрительно. Она сожалеет, что подобное заявление не делает российское отделение УВКБ ООН. «Есть много случаев, хоть и меньше, чем в России, когда из Украины беженцев вывозили незаконно в Узбекистан, в Россию», — рассказала Рябинина. По ее словам, даже если человек получит убежище, Украина не может считаться безопасной для него. «Он все равно не защищен от незаконных действий со стороны спецслужб государства, которое его преследует, но также и от спецслужб страны, где он находится, они всегда, пусть даже косвенно, причастны», — считает эксперт.
С мнением Рябининой сходна точка зрения координатора проекта «Без границ» Ирины Федорович. Однако, по ее словам, сегодняшнее заявление УВКБ ООН не новость:
«Многие организации, как украинские, так и международные, не раз объявляли Украину небезопасной для беженцев. Это случилось не вчера».
Говоря о юридических причинах, которые могли послужить причиной сегодняшнего заявления УВКБ ООН, Федорович отметила давнее несовершенство законодательства. «Мы связываем это (заявление. — «Газета.Ru») в первую очередь с тем, что процедура предоставления убежища на Украине ранее была плохо урегулирована законом. На сегодняшний день она урегулирована лучше, но практика применения все еще оставляет желать лучшего», — считает эксперт.
Еще одной проблемой Федорович называет процедуру экстрадиции. «До 2010 года она вообще не регулировалась и проводилась только в соответствии с международными обязательствами. Сейчас, даже имея вполне адекватное национальное законодательство, которое регулирует процедуру предоставления убежища, мы вынуждены констатировать, что Украина небезопасна.
Когда возникает вопрос об экстрадиции, украинские власти сначала арестовывают, потом разбираются в кейсе, потом держат человека максимально — 18 месяцев — в СИЗО, а только после приходят к выводу, что да, нельзя экстрадировать, человек же все-таки соискатель», — рассказала правозащитница.
Каких-то последствий заявление офиса УВКБ не возымеет, беженцы из России по-прежнему будут обязаны сдавать документы в Киеве, а не в столице страны, которая считалась бы для них безопасной, уверена Федорович: «То, что страна признана небезопасной для беженцев, не значит, что она небезопасна для сотрудников регионального представительства УВКБ ООН. Оно вполне комфортно существует с конца 90-х годов».