Спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств Лахдар Брахими на совещании Совета Безопасности ООН заявил, что женевские договоренности по Сирии потеряли актуальность, а сама страна «распадается на части». «Сирийские власти и оппозиция уничтожают страну по частям, и это отражается на всем регионе»,— констатировал Брахими. — Достигнут беспрецедентный уровень насилия. У этой трагедии нет конца».
Он призвал «группу действий» (пятерка членов Совбеза ООН и ряд граничащих с Сирией стран) кардинально изменить женевские соглашения — избавиться от размытых формулировок, сделать их более конкретными.
Заседание Совбеза проходило в закрытом режиме — что конкретно предложил «группе действий» Брахими, пока неизвестно.
«Лахдар Брахими всеми своими действиями и заявлениями показывает, что выступает за невоенное, политическое решение сирийского кризиса на основе женевского соглашения. Я не думаю, что он предложит Совету Безопасности что-то кардинально новое, кардинально отличающееся от того, что уже есть в женевском документе», — считает президент Института религии и политики Александр Игнатенко.
30 июля 2012 года в результате международной конференции в Женеве «группа действий» выработала план, предусматривающий немедленное прекращение насилия в Сирии и начало политического процесса, в том числе создание временного правительства. Это правительство, в свою очередь, должно было провести парламентские и президентские выборы. Однако пока ни один из этих пунктов не был реализован. Гражданская война в Сирии не ослабевает: представители оппозиции не хотят идти на какие-либо переговоры с режимом Башара Асада и требуют его немедленного ухода.
«Со времени заключения женевских соглашений прошло уже полгода, ситуация изменилась в худшую сторону: она стала совсем тупиковой, в ней нет динамики. Ни та, ни другая сторона не готова идти на уступки.
И Асад, и оппозиция уверены, что не утратят нынешние позиции, но при этом ни одна из сторон не может выиграть — это полный клинч, тянется это уже довольно давно, — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
В декабре прошлого года США официально признали Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил законным представителем сирийского народа. В Москве посчитали, что таким образом Вашингтон «решил сделать всю ставку на вооруженную победу» оппозиционных сил, в то время как российская сторона продолжает настаивать исключительно на политическом урегулировании конфликта. Несколько дней назад на встрече с делегацией арабской общественности Башар Асад заявил, что Москва прежде всего защищает себя, а не правящий режим в Дамаске. Он выразил уверенность, что в российском подходе к сирийским событиям перемен не будет.
У России и США есть потенциал для выработки консолидированной позиции, но вряд ли это будет решающим фактором при решении сирийского вопроса, считают эксперты.
«Брахими рассчитывает, что сможет убедить Россию и США договориться: теоретически это возможно. В России понимают, что Асад – «хромая утка», в Америке возрастает опасение, что, поддерживая радикальную оппозицию, они взращивают новую «Аль-Каиду» (организация запрещена в России), — считает Лукьянов.
При этом, отмечает Игнатенко, на данный момент «и Россия, и Америка полагают, что женевский документ является хорошей основой для разрешения сирийского конфликта». «При проработке новых положений в женевском документе, о которых говорит Брахими, нужно учитывать один чрезвычайно важный момент. Сирийский кризис обязан иностранному вмешательству, — уверяет Игнатенко. — Речь идет о том, что на территории Сирии воюет большое количество иностранных моджахедов, которые составляют сеть «Аль-Каиды», хотя официально так и не именуются».
«Сейчас в Сирии идет война против так называемых «чужаков», которые прибыли в страну из Ирака, Саудовской Аравии, Ливана, Ливии, Египта и других стран, которые захватывают отдельные сирийские территории и устанавливают там свою власть. Вот против этих людей — условно говоря, «третьей силы» — как раз и выступают сирийцы, даже те, кто были за оппозицию.
Чтобы подступиться к решению сирийского кризиса, нужно сделать так, чтобы из Сирии была убрана эта «третья сила», которая воюет как против Асада, так и против оппозиции», — уверен эксперт.
Федор Лукьянов считает, что разрешение затяжного конфликта в Сирии возможно только после изменения ситуации в регионе в целом.
«Интересы основных региональных игроков Ирана и арабских монархий Персидского залива в отношении Сирии диаметрально противоположны. Иран хочет сохранить режим Асада, так как это его единственный союзник в регионе. Монархии, наоборот, выступают резко против (его сохранения), так как считают его агентом Ирана. Изменить ситуацию может только появление крупного конфликта в другой стране, например если «арабская весна» придет в Алжир. Но это пока маловероятно: 20 лет назад там уже подавили исламистское восстание, и память о нем еще сохранилась», — констатирует эксперт.
Вооруженный конфликт между президентом Сирии Башаром Асадом и добивающейся его ухода оппозицией продолжается с марта 2011 года. За это время, по данным ООН, погибло более 60 тысяч человек.