Пентагон в ближайшие годы резко увеличит расходы на кибербезопасность.
Штат специального киберкомандования в министерстве обороны США будет увеличен с 900 до 4900 человек, включая гражданских специалистов, пишет The Washington Post, ссылаясь на американских чиновников. Официально о расширении штата не объявлено.
Это командование должно отражать хакерские атаки на объекты американской инфраструктуры, чье управление находится в электронных сетях, а также проводить кибератаки на потенциальных врагов. Решение расширить штат киберкомандования было принято в конце минувшего года высшим руководством минобороны США, рассказал источник издания на условиях анонимности.
О том, что на сегодняшний день киберугрозы становятся одной из самых серьезных угроз для безопасности, сообщалось в выступлении будущего госсекретаря Джона Керри в прошлую среду во время слушаний в комитете по иностранным делам сената. Он назвал кибератаки оружием, «эквивалентным ядерному в XXI веке». «Мы должны участвовать в кибердипломатии, чтобы в ходе переговоров установить общие правила поведения, которые должны помочь нам справиться с этим вызовом», — отметил Керри. Будущий госсекретарь пояснил, что кибератаки несут угрозу энергосистеме, системам управления и связи.
В октябре прошлого года министр обороны США Леон Панетта уже называл киберпространство «местом сражений будущего», уточняя, что Вашингтон должен быть готов на превентивные меры при выявлении серьезной киберугрозы.
Все детали плана по укреплению отдела кибербезопасности пока не известны, но основные черты уже понятны, пишет американская газета, ссылаясь на анонимные источники. Предусматривается создания трех типов подразделений: сил по защите национальных компьютерных сетей, которые отвечают за работу электростанций и других объектов инфраструктуры, «боевых сил», они будут отвечать за наступательные кибератаки за рубежом, а также «силы киберзащиты» для компьютерных сетей Пентагона.
Планы по значительному расширению подразделения, а значит и расходов на его содержание, по времени совпадают с резким сокращением американского военного бюджета. Это доказывает, что американские власти придают кибербезопасности большое значение, хотя чиновники Пентагона неохотно согласились с идеей выделения специалистов для расширенных сил кибербезопасности. Также существуют разногласия по вопросу о том, кто будет руководить боевыми группами специалистов по кибервойнам.
Издание пишет, что за каждым потенциальным противником — среди них называются Китай и Иран — будет закреплена особая команда специалистов.
Как отмечает The New York Times, американские чиновники называют среди потенциальных угроз также Россию и международные экстремистские группировки.
«Способность Ирана к ведению кибервойны слабее, чем у Китая и России, которых служащие разведки считают источниками значительного количества атак на американские компании и правительственные агентства», — пишет NYT, также получившая подтверждение о расширении киберкомандования.
О будущих кибервойнах разработчики антивирусной программы McAfee предупреждали еще в начале 2010 года. «Гонка вооружений продолжается в киберпространстве», — говорил на Всемирном экономическом форуме в Давосе глава компании McAfee Дейв ди Велт. По данным компании, отслеживающей хакерские атаки по всему миру, признаки существования кибероружия были обнаружены сразу у нескольких ведущих мировых стран: США, Китая, России, Франции и Израиля. О формировании боевого киберподразделения в структурах Вооруженных сил в июле минувшего года заявила Германия, а Европейская комиссия рассуждает о целесообразности создания в ЕС объединенного подразделения по борьбе с киберпреступностью уже три года.
Летом минувшего года общественности стали известны подробности операции «Олимпийские игры», инициированной американской администрацией еще в годы правления Джорджа Буша-младшего. Частью совместной кибератаки США и Израиля было использование боевого трояна Stuxnet, поразившего летом 2010 года сети иранских ядерных объектов.
О внимании, которое ведущие страны мира уделяют будущим кибервойнам, в последнее время говорится все чаще. Тем более что первые инциденты в рамках противостояния в интернет-сетях уже неоднократно происходили. В ноябре 2011 года департамент разведки США опубликовал отчет о том, что китайские и российские хакеры наносят вред экономике страны путем похищения файлов с секретной информацией. Через месяц The Wall Street Journal опубликовал материал со ссылкой на разведку, где говорилось, что китайские хакерские группы финансируются Народно-освободительной армией Китая (НОАК). Только на минувшей неделе специалисты «Лаборатории Касперского», крупнейшей компании, занимающейся созданием антивирусных программ, объявляли о раскрытии вируса Red October, который с 2007 года беспрепятственно собирал информацию в киберсетях Восточной Европы и России.
В свою очередь китайские военные летом 2011 года провозгласили эру «интернет-войн» и обвинили в ее развязывании власти США на примере революций в арабских странах. «В то время как ядерная война была стратегией индустриального общества, то интернет-война становится продуктом информационного общества», — цитировало AP выдержку из статьи Е Женг и Жао Баосин, представившихся преподавателями Китайской академии военных наук. В своей статье в газете China Youth Daily они уверяли, что за событиями на Ближнем Востоке стояли американцы, использовавшие новые технологии. Действительно, многие эксперты придавали большое значение в организации массовых выступлений интернету, неоднократно использовался термин Twitter-революция.
На минувшей неделе о кибербезопасности заговорили и в России, где создание специальной государственной стратегии по безопасности в электронных сетях обсуждается несколько месяцев. Стало известно, что президент России Владимир Путин поручил ФСБ заняться вопросами компьютерной безопасности и предупреждения кибератак. Ведомству поручено разработать методику обнаружения хакерских атак, их предупреждения и ликвидации. Главной российской спецслужбе поручено обеспечить защиту от хакерских атак, помимо прочего, электронных каналов МИДа, а также проводить сертификацию всех антивирусных систем, которые реализуются для распространения на территории России, сообщали СМИ.