Кремль может использовать новый закон, позволяющий региону отказаться от прямых выборов губернаторов, не только в республиках Северного Кавказа, но и в любых регионах, где может столкнуться с угрозой неминуемого поражения в результате раскола элит. Об этом говорят два источника «Газеты.Ru», близких к администрации президента.
Напомним, что законопроект, вносящий поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (№ 184-ФЗ), был принят Госдумой в первом чтении на прошлой неделе. Он позволяет любому региону отказаться от прямых выборов губернатора и вернуться к схеме назначения главы субъекта федерации президентом из числа кандидатур, представленных местным законодательным собранием.
Как писала «Газета.Ru» в декабре, авторы законопроекта утверждали, что руководствовались в первую очередь соображением сохранения «регионального многообразия России». «Поправки позволяют учесть региональное многообразие Российской Федерации и обеспечивают устойчивое социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и сохранение межнационального мира и согласия», — сказал «Газете.Ru» один из авторов документа, единоросс Алексей Журавлев. Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев сказал тогда, что законопроект позволяет «минимизировать межэтнические и межкультурные противоречия; да и межрегиональные тоже, что греха таить, равно как и противоречия между регионами и федеральным центром».
Как выяснила «Газета.Ru», законопроекта появился не столько в связи с выборами глав национальных республик, сколько после проблем, с которыми кандидаты-единороссы столкнулись на первых за восемь лет губернаторских выборах 15 октября 2012 года, которые проходили в относительно спокойных с электоральной точки зрения регионах. Выборы губернатора Брянской и Рязанской областей обернулись большими скандалами.
Глава Рязанской области Олег Ковалев переизбирался при поддержке Кремля, однако уже на стадии сбора подписей муниципальных депутатов выяснилось, что он не пользуется доверием региональной элиты: несколько единороссов демонстративно поддержали его главного оппонента Игоря Морозова. После вмешательства администрации и визита в регион руководства «Единой России» Морозов снялся с выборов в обмен на кресло сенатора, а Ковалев победил за неимением соперников.
В Брянской области ситуация развивалась еще более драматично: губернатор Николай Денин столкнулся с сильным соперником коммунистом Вадимом Потомским, и тому удалось даже снять Денина с выборов за ошибки в подписях все тех же муниципальных депутатов, такое решение принял Брянский городской суд. Восстановить Денина удалось в самый последний момент только через Верховный суд, а руководству «Единой России» и представителям администрации пришлось вновь вмешаться в ситуацию и уговорить всех соперников Денина, кроме самого Потомского, сняться в пользу действующего губернатора.
Выборы-2013 рискуют стать не менее сложными для кандидатов «Единой России», чем в Рязанской и Брянской областях.
Если говорить о губернаторских выборах, то проблемы могут возникнуть в Забайкальском крае и в Хабаровском крае, где на перевыборы претендуют слабые губернаторы Равиль Гениатулин и Вячеслав Шпорт, причем в обоих регионах сложились сильные элиты со своими бизнес-интересами.
Слабые позиции Гениатулина и Шпорта ни для кого не секрет. В октябре 2012 года эти губернаторы получили «двойки» в «Рейтинге политической выживаемости губернаторов», который регулярно публикуют фонд «Петербургская политика» и коммуникационный холдинг «Минченко Consulting». В исследовании все главы регионов получают оценки экспертов по пятибалльной шкале, а те, что получили «двойки», нередко становятся кандидатами на вылет в течение года.
Политолог Михаил Тульский пояснил «Газете.Ru», что проблема забайкальского главы Гениатулина связана с его слишком долгим сроком пребывания у властие — 17 лет. Краем он руководит с 2008 года, а до этого с 1996 года он был губернатором Читинской области. Элиты от него за такой срок устали, считает эксперт. Проблема же Шпорта другая: он разругался с полпредом по Дальневосточному федеральному округу Виктором Ишаевым, который возглавлял Хабаровский край до него и по-прежнему остается влиятельнейшей фигурой. Именно при поддержке Ишаева Шпорт был назначен его преемником, однако вскоре их интересы разошлись: Ишаев хотел и дальше сохранять влияние в регионе, Шпорт же попытался стать самостоятельной фигурой. Ишаев этот шаг не оценил, с тех пор между губернатором и полпредом идет противостояние.
Глава международного института политической экспертизы Евгений Минченко в разговоре с «Газетой.Ru» предположил, что и Шпорт, и Гениатулин могут не досидеть в своих креслах до выборов и будут превентивно заменены Кремлем на более электорально приемлемых преемников.
Выборы губернатора должны пройти осенью и в давно проблемной Владимирской области, которой руководит 65-летний бывший коммунист Николай Виноградов, однако один собеседник «Газеты.Ru», близкий к администрации, уверен, что по истечении полномочий 28 февраля Виноградова отправят в отставку, а расклад на выборах губернатора будет понятен только после назначения преемника. Виноградов руководит регионом с 1997 года (на руководящих должностях в области он находится с советских времен), элиты от него тоже устали и хотят более современного руководителя, отмечает собеседник издания.
Региональные элиты могут потрепать нервы даже имеющему все шансы на избрание экс-руководителю фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрею Воробьеву, отправленному на губернаторство в Подмосковье вместо Сергея Шойгу, говорит близкий АП собеседник.
Это связано с тем, что одновременно с губернаторскими выборами в Московской области пройдут выборы глав крупных районов: Шатурского, Одинцовского, а также выборы мэров городов Железнодорожный и Жуковский.
«В Московской области население не любит «Единую Россию» и обычно хорошо голосует за КПРФ,
но КПРФ в Подмосковье крайне продажна, с ней легко договориться. Из групп по интересам там есть, например, коммунист Виктор Таранин, старый друг Юрия Лужкова, есть Сергей Собко, депутат Госдумы от КПРФ, близкий к экс-губернатору Николаю Громову, есть группа бизнесменов вокруг подмосковного депутата Игоря Брынцалова, есть интересы у главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, есть вообще региональный бизнес, — отмечает Тульский. — Воробьев же близок министру обороны Сергею Шойгу. Конечно, если у этих групп возникнет конфликт, у него будут сложности, они могут появиться только отсюда. Единственным, кто мог бы развить в Подмосковье предвыборную активность, является оппозиционер Геннадий Гудков, но, насколько я понимаю, по совету из администрации президента «Справедливая Россия» выбрала путь лояльности власти, и ему ее развить не дадут».
Политолог отмечает, что, так как Подмосковье является богатым регионом, бизнес-интересы на разных объектах есть у многих кланов, вдобавок свои бизнес-интересы у региональных элит, не принадлежащих к федеральным кланам, есть в каждом городе. Именно поэтому выборы глав районов в Подмосковье традиционно проходят по скандальному сценарию, так как, к примеру, один бизнес-клан может поддержать кандидата-единоросса, а другой — кандидата-коммуниста.
Министр подмосковного правительства, курирующий внутреннюю политику в области, Андрей Ильницкий, сказал «Газете.Ru», что согласен с утверждением, что особых препятствий для избрания Воробьева губернатором нет, однако не считает, что в Подмосковье есть внутриэлитные конфликты даже на районном уровне: «У нас все спокойно».
Корреспондент «Газеты.Ru» поинтересовался у двух собеседников, близких к администрации президента, не является ли новый закон, позволяющий регионам отказаться от прямых выборов губернаторов и вернуться фактически к системе назначения (любая парламентская партия может предложить своих кандидатов, после чего президент из предложенных кандидатур отбирает три, а региональный парламент выбирает из трех одного), еще одним механизмом, который в экстренной ситуации позволит Кремлю сохранить контроль над регионом в случае раскола региональных элит.
Оба собеседника ответили утвердительно.
У власти должно быть много разных инструментов и технологий, пояснил один из источников издания, близкий к администрации президента.
«В законе же не указано, что от выборов могут отказаться только национальные республики, поэтому, конечно, речь идет о механизме, который в любой момент можно использовать», — согласен Минченко.
Представители экспертного сообщества, с которыми поговорила «Газета.Ru», отмечают, что главным источником проблем для власти в этом сезоне станут не протестующие активные граждане, а именно недовольные центром региональные элиты.
Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов поясняет, что фактически создать себе проблемы на выборах власть может только сама, и именно она, а не элиты, является их источником. «Оппозиция удачно выступит там, где сумеет удачно воспользоваться ошибками власти — а власть точно будет делать ошибки», — отмечает политолог.
Президент «Фонда эффективной политики» Глеб Павловский сказал «Газете.Ru», что, действительно, протестные настроения активной части общества едва ли могут оказать влияние на ход грядущих региональных кампаний, тем более что они его никогда и не оказывали.
«На региональных выборах отражается именно местное недовольство, которое всегда связано с расколом региональных элит. Для Кремля эта проблема сейчас – самая трудная, потому что прежняя система управления разрушена, а новой пока не возникло, и элиты находятся во взвинченном состоянии», — отмечает Павловский.
Раньше все конфликты решались путем довольно жесткого управления из центра, однако теперь это невозможно, так как стабильность в стране утеряна, добавляет аналитик.
Эксперты единодушны, когда перечисляют поводы для недовольства элит: это и необходимость изыскивать в региональных бюджетах дополнительные средства на выполнение социальных обещаний, данных центром во время федеральных выборов (Москва переложила большую часть финансовых расходов в этой сфере на губернаторов), и приход к власти посторонних для региона назначенцев, которые плохо умеют строить отношения с местными, наконец, многие руководители находятся у власти не один десяток лет, и от них банально устали.
Павловский напомнил, что в зимних протестных митингах в 2011–2012 годах принимали участие не только «народные массы», но и те, кого можно отнести к региональным элитам, и протестные настроения этих людей никуда не делись от того, что они перестали на митинги ходить.
Источник «Газеты.Ru», близкий к администрации президента, и представители экспертного сообщества единодушны, перечисляя проблемные точки, где элиты расколоты настолько, что могут не оказать безусловную поддержку выдвиженцу власти.
Некоторые сложности могут возникнуть при выборах в заксобрания Иркутской, Ярославской и Архангельской областей, мэров Екатеринбурга, Волгограда и Петрозаводска, добавляет один из собеседников издания.
То, что кампания по выборам мэра Екатеринбурга будет одной из самых сложных для «Единой России», — не секрет, отмечает Тульский: этот город славится своей электоральной неуправляемостью. По его мнению, если зарегистрироваться на выборах дадут хоть одному нетехническому кандидату — противнику действующей власти, то он и выиграет выборы.
«Очень сложный город, много разных групп интересов, плюс надо учитывать растущую популярность Евгения Ройзмана (основатель фонда «Город без наркотиков»), а также непонятно, на чью сторону встанет вице-мэр Екатеринбурга с 1997 года Владимир Тунгусов, считающийся серым кардиналом городской и областной политики», — отмечает собеседник издания, близкий к администрации.
Проблемы Иркутской и Архангельской областей, а также Волгограда заключаются в том, что их губернаторы были назначены сравнительно недавно: Сергей Ерощенко был утвержден в должности губернатора Иркутской области в конце мая прошлого года, за три месяца до назначения в Архангельск Игоря Орлова. К тому же они – люди непопулярные и непубличные в регионах, и никакой поддержкой у местных элит не пользуются, зато есть много недовольных бизнес-групп, отмечает Тульский.
В Ярославской же области политолог не видит серьезных проблем, несмотря на то что областной столицей управляет сблизившийся с «Гражданской платформой» Михаила Прохорова беспартийный Евгений Урлашов. Мэр Ярославля, избравшийся в апреле прошлого года при серьезном противодействии тогдашнего губернатора Сергея Вахрукова и его команды, уже научился договариваться с «Единой Россией» и не станет препятствовать ей провести своих кандидатов в заксобрание.
Минченко считает, что крайне интересным будет результат выборов в Иркутской области: Ерощенко близок к Чемезову и одновременно к Михаилу Прохорову, и интересно, какие политические группы он будет поддерживать.
«Что касается Екатеринбурга, то этот регион всегда крайне интересен, сейчас на этих выборах есть тройное напряжение региональных элит, так как три разные самостоятельные игры ведут губернатор, полпредство и мэрия, также есть «фактор Ройзмана», который набирает популярность в Екатеринбурге на фоне конфликта с губернатором, который сбрасывать со счетов нельзя», — отмечает Минченко.
«Раньше в режиме «управляемой демократии» центр контролировал режим проведения выборов и допуска на них кандидатов, и все держалось в сбалансированном состоянии, но как стабилизировать систему сейчас, никто наверху не понимает. Строго говоря, государства никакого нет. Есть власть, есть люди, ей лояльные, но политический процесс полностью дезорганизован, политику трудно сейчас планировать даже на год вперед. Думаю, что в грядущие годы выборы для власти будут все большей проблемой: пока система кипит внутри себя, но долго это не продлится», — отмечает Павловский.