Члена координационного совета оппозиции (КСО) и одного из лидеров готовящейся к регистрации Национал-демократической партии Владлена Кралина (псевдоним — Владимир Тор) подозревают в причастности к мошенничеству, у него дома и в офисе в четверг прошли обыски.
«Одновременно в Москве прошли три обыска. Прошел обыск на квартире мой супруги, где я проживаю. Изъяты документы, изъята вся оргтехника и носители, которые нашли в квартире. Идет обыск у меня в офисе коммерческой организации «Региональное развитие», которую я возглавляю. И идет обыск в партийном офисе на Чеховской
(офис Национал-демократической партии у станции метро «Чеховская». — «Газета.Ru»). Изымаются все документы, в том числе связанные с регистрацией партии. На этой неделе мы партию должны были регистрировать», — рассказал Кралин «Газете.Ru». По его словам, следственные действия проводят сотрудники центра «Э» (управления по противодействию экстремизму МВД).
«Формальные основания обысков — уголовное дело, возбужденное следователями Восточного административного округа (Москвы) по факту мошенничества. Якобы я в 2011 году мошенническим образом приобрел квартиру общей площадью 16 кв. м. По поводу этой квартиры у меня есть документы: договор, зарегистрированный необходимым образом, расписки в получении денег, решение суда, что это моя квартира. И исполнительный лист, чтобы прежний владелец не препятствовал ею пользоваться», — рассказал Тор «Газете.Ru». Он уверен, что уголовное дело было использовано как повод для «парализации деятельности партии». На следующем заседании КСО 20 января Тор должен председательствовать. Он сам связывает свое преследование с политическими причинами.
«Я думаю, это не столько с КС оппозиции связано, сколько с Национал-демократической партий, хотя, может быть, и с КС связано. Это связано с авторитарным режимом Владимира Путина, давайте называть вещи своими именами. Власть душит всех, кто проводит самостоятельную политику», — уверен националист.
Позднее представители правоохранительных органов подтвердили факт обысков у Тора. «Следственно-оперативные мероприятия проводятся сегодня в рамках уголовного дела по факту мошенничества, возбужденного в УВД по Восточному административному округу Москвы», — сообщил РИА «Новости» представитель пресс-службы столичного главка МВД. При этом раскрывать обстоятельства уголовного дела представитель московской полиции не стал.
Позднее стало известно об обыске у другого националиста – Александра Поткина, известного под псевдонимом Белов. «Возможно, это как-то связано с регистрацией в Минюсте Национал-демократической партии», — рассказал Белов интернет-изданию «Каспаров.ру» и добавил, что оперативники не объясняют причины обыска.
В четверг вечером телефон Белова не отвечал.
Обыск в офисе НДП был закончен около 17:30 мск, об этом «Газете.Ru» сообщил партийный адвокат Матвей Цзен. «Обыск проходил в рамках дела о мошенничестве. У нас изъяли три компьютера, которые никакого отношения к делу не имеют, а также часть партийной документации. Также изъяли плакаты, которые уже использовались на массовых мероприятиях, что подчеркивает политический характер следственных действий, — отметил Цзен. Он подтвердил, что обыск проводили сотрудники «Э». «Вообще дело о мошенничестве должны вести сотрудники других подразделений, а здесь Центр «Э». Это еще одно доказательство заказного и политического преследования», — уточняет адвокат. По его словам, обыск может помешать подать документы на регистрацию партии, это планировалось сделать в самое ближайшее время.
Претензии к Тору — не первые, что возникают у правоохранительных органов к членам оппозиционного совета, но впервые они касаются националистической фракции. Однако ранее лидеров националистов в основном преследовали по ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства): по ней был осужден один из лидеров крайне правых — Белов. В настоящее время проходит суд над лидером национал-демократов — Константином Крыловым, его обвиняют по той же статье УК.
На прошлой неделе разразился громкий скандал вокруг еще одного члена КСО — блогера Рустема Адагамова. Его бывшая жена Татьяна Дельсаль обвинила его в педофилии, но отказалась сообщать подробности. Эта тема стала одной из самых обсуждаемых в рунете, прокремлевские блогеры старались привлечь к ней максимум внимания. Спустя несколько дней Дельсаль в своем блоге написала, что фактически отказывается от перспектив судебного преследования. Адагамов, хранивший молчание во время скандала, в эту среду принял решение заморозить свои аккаунты в социальных сетях Twitter и Facebook. Следственный комитет уже заинтересовался обвинениями, выдвинутыми в отношении Адагамова. По факту заявления Дельсаль прессе проводится проверка.
Другие члены КСО уже столкнулись с уголовным преследованием. На одного из лидеров оппозиции Алексея Навального заведено сразу несколько дел по обвинению в мошенничестве. Против другого уличного лидера оппозиции — левака Сергея Удальцова — возбуждено дело после фильма НТВ «Анатомия протеста-2». Его и двух других левых активистов – Леонида Развозжаева и Константина Лебедева – обвиняют в подготовке к массовым беспорядкам, в январе их дело было объединено с резонансным «болотным делом» о «массовых беспорядках» на Болотной площади в Москве 6 мая прошлого года.
Уголовное преследование и травля оппозиционеров координируются на уровне управления внутренней политики (УВП) администрации президента, убежден изгнанный из Госдумы «эсер», член КС оппозиции Геннадий Гудков.
«Там (в администрации президента. — «Газета.Ru») проводятся совещания, выбираются действия. Правоохранительные органы отчитываются о добытой информации, и там все координируется, безусловно. Я знаю кабинеты, где проходят такие совещания, к сожалению», — говорит оппозиционер.
По его словам, новые уголовные дела и преследование оппозиции только усиливают взаимную неприязнь противников Владимира Путина и представителей «вертикали власти». Гудков допускает, что любой оппозиционер может оказаться фигурантом уголовного дела, в том числе он. «Что-то давно не вспоминали о Гудкове. Если бы у нас было правовое государство, я бы рассмеялся в лицо. Но с учетом того, что у нас неправовое государство, каждый может стать следующим. Но это же смешно, у нас миллионы совершенных преступлений остаются нерасследованными», — отмечает оппозиционер. Он поплатился мандатом депутата нижней палаты российского парламента после обвинений в занятии несовместимой со статусом депутата предпринимательской деятельностью. Только накануне его дело начал рассматривать Верховный суд.