Защита обвиняемых по «болотному делу» призывает свидетелей «столкновений» 6 мая 2012 года дать показания суду. Об этом сообщает волонтерский проект «Росузник», координирующий защиту фигурантов политического процесса.
«Сейчас нам нужно как можно больше свидетелей, которые были участниками «Марша миллионов», которые могут выделить один день для того, чтобы прийти в суд и дать правдивые показания. Рассказать в суде, кто был истинным зачинщиком беспорядков, кто кого избивал, а кто защищался. Рассказать про выдавливание людей с площади во время согласованного мероприятия, про беспричинное выхватывание людей из толпы», — говорится в сообщении на сайте «Росузника».
Координатор волонтерского проекта Сергей Власов рассказал «Газете.Ru», что защита намеренно обратилась к свидетелям по делу уже после окончания следствия и передачи материалов обвиняемым для изучения.
«Это тактика защиты, этого не надо было делать раньше времени, чтобы следователи не могли соответствующим образом скорректировать свою доказательную базу», — объясняет Власов.
По его словам, адвокатская позиция по делу будет активной и будет направлена на доказательство того, что массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая не было как таковых. «Статья 212 (о массовых беспорядках. — «Газета.Ru») общая для всех (обвиняемых) и самая тяжелая. Основная адвокатская активность будет связана с доказательством, что массовых беспорядков не было, а зачинщиками столкновений стали сотрудники полиции», — уверяет координатор «Росузника».
«Мы будем действовать двумя путями — сбором необходимых доказательств и предоставлением на суд свидетельских показаний», — добавляет Власов. Защита намерена учесть опыт судебного процесса по делу Pussy Riot, когда большинство заявленных адвокатами свидетелей так и не выступили в суде. «У защиты есть соображения на этот счет, мы обсуждали этот вопрос в ходе адвокатских встреч. В январе — феврале адвокаты проведут опросы с каждым свидетелем и официально оформят результаты своего общения. Но это только один из механизмов. Другие мы раскроем ближе к суду», — говорит координатор «Росузника».
За несколько дней с момента публикации обращения волонтерской организации к свидетелям столкновений 6 мая несколько десятков человек уже выразили желание выступить в суде в качестве свидетелей.
«Сейчас уже записалось более 80 человек, в среднем это 20—30 человек в сутки», — объясняет Власов.
Помимо новых желающих выступить в суде в деле уже есть показания свидетелей со стороны защиты, данные на предварительном следствии. По словам Власова, опасения многих активистов, что свидетели по делу могут стать обвиняемыми, не оправдались. «Только «Росузник» предоставил более 30 адвокатов на допросы свидетелей, это где-то половина от общего числа. То есть в деле уже есть показания 50—60 свидетелей со стороны защиты. И никому из них не предъявили обвинение», — говорит Власов.
Когда начнется большой процесс по «болотному делу» — координатор «Росузника» прогнозировать не берется. «Следственный комитет не получил еще команду от президента, а как мы теперь понимаем, основные решения принимаются после встреч Владимира Путина и Александра Бастрыкина», — уверен координатор волонтерского проекта.
Правозащитники неоднократно высказывали сомнение в интерпретации Следственным комитетом событий 6 мая как массовых беспорядков. Еще в июне 2012 года омбудсмен Владимир Лукин выступил с заявлением, что массовых беспорядков не было, причем омбудсмен сделал такой вывод в том числе на основании своих личных впечатлений с места событий. На этой неделе рабочая группа президентского совета по правам человека под руководством журналиста Николая Сванидзе обнародовала результаты слушаний, прошедших в декабре. Рабочая группа дала СПЧ рекомендации провести официальную экспертизу «обоснованности вменения участникам событий 6 мая» статьи о массовых беспорядках. Для этого было рекомендовано обратиться к независимым экспертам, в том числе международным.
Член Общественной палаты юрист Елена Лукьянова рассказала «Газете.Ru», что после проведенных в ОП слушаний были собраны показания свидетелей. «Но когда мы попытались их передать следствию, то поняли, что это рискованно для тех, кто дал показания. Выяснилось, что показания нужны не для защиты, а для обратного — обвинения. Тогда мы приостановили процесс передачи показаний следствию», — рассказывает Лукьянова. По ее словам, Общественная палата направила заключение о правовой неопределенности статьи УК о массовых беспорядках в Верховный суд.
«Мы говорили о том, что невозможно провести дифференциацию между массовыми беспорядками и вооруженном хулиганством. Из Верховного суда нам пришел ответ, что наше мнение принято во внимание, это единственный разумный ответ, который мы получили», — говорит Лукьянова.
Она приветствует инициативу «Росузника» по сбору свидетельских показаний, но при этом оговаривается о существующих рисках. «Не факт, что в судах будет проходить реальное разбирательство дела», — отмечает юрист. Тем не менее, на ее взгляд, в «болотном деле» наметился перелом. «Все это очень напоминает следственную группу по делу ГКЧП, там тоже было около 200 следователей, а потом они начали уходить, а дело просто развалилось», — делает позитивный прогноз Лукьянова, дочь одного из обвиняемых по делу о попытке государственного переворота в 1991 году Анатолия Лукьянова, в то время председателя Верховного Совета СССР.
В настоящее время в рамках «болотного дела» уже осужден предприниматель Максим Лузянин, который пошел на особый порядок проведения суда и полностью признал свою вину. В итоге он получил 4,5 года колонии. Продолжается суд над инвалидом Михаилом Косенко, которого следствие требует отправить на принудительное психиатрическое лечение. Дела еще 12 фигурантов дела переданы им для ознакомления. А в начале января дело левых активистов Сергея Удальцова, Леонида Развозжаева и Константина Лебедева, обвиняемых в подготовке массовых беспорядков («дело Удальцова» было инициировано после показа по НТВ передачи «Анатомия протеста-2») было объединено с «болотным делом» в единое производство. По мнению правоведов, именно активисты левых организаций могут стать обвиняемыми в организации массовых беспорядков на Болотной площади.