Зал для совещаний Московской городской думы в четверг был полон народа. Однако вместо обычных мужчин и женщин средних лет в одинаковых пиджаках среди присутствующих за столом можно было увидеть весьма разношерстную публику — молодого человека с дрэдами, мужчину в ярко-голубом свитере, молодых девушек в модных роговых очках с айпадами, пожилых людей с красными значками и белыми ленточками. Многим не хватило мест, и они были вынуждены стоять. Опоздавшие и вовсе не помещались в зал и слушали трансляцию из холла.
Председательствующие депутат Мосгордумы от КПРФ Андрей Клычков и представитель партии «Яблоко», глава консультативного совета политических партий при Мосгордуме Елена Морозова, коротко напомнили собравшимся тему совещания. Прямо перед новогодними каникулами Мосгордума незаметно для широкой общественности приняла в первом чтении законопроект за авторством единоросса Михаила Москвина-Тарханова.
Документом предлагается исключить проведение публичных слушаний «проектов территориальных, отраслевых схем, содержащих положения о развитии, реконструкции, реорганизации жилых территорий, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах, в районах города Москвы, территории которых входят в границы разработки указанных проектов; градостроительных планов земельных участков».
Также законопроектом предлагается сократить сроки извещения жителей о проведении публичных слушаний с 7 дней до 3.
— Я вот не знаю, я за массовые акции протеста или за переговоры? — сидевшие рядом с корреспондентом «Газеты.Ru» коммунисты совещались, как им заполнить мини-анкеты, розданные перед началом совещания. Последний вопрос бланка гласил: «Что вы предлагаете сделать еще кроме внесения поправок?».
Дело в том, что, согласно опросам социологов, в парламенте самого протестного города России заседают лишь две фракции в лице трёх коммунистов и 32 единороссов, поэтому шансы на то, что поправки независимых муниципальных депутатов или мосгордумских коммунистов будут приняты, минимальны.
Пояснительная заметка к законопроекту гласила, что «принятие законопроекта позволит привести нормы Градостроительного кодекса Москвы в соответствие с положениями Градостроительного кодекса России, оптимизировать процедуру проведения публичных слушаний в Москве, что будет способствовать более динамичной реализации основных градостроительных проектов в городе.
Идеи единороссов Мосгордумы уже вызвали общественное негодование, в авангарде которого выступили независимые муниципальные депутаты, избравшиеся в марте 2012 года в разных округах и даже получившие в двух районах Москвы большинство в муниципальных собраниях, а также малочисленная столичная парламентская оппозиция в лице КПРФ.
— Публичные слушания в последнее время попортили властям немало крови. Благодаря им не был построен супермаркет в Теплом Стане (на месте детской площадки. — «Газета.Ru»), не было похищено из бюджета 200 миллионов на «Народный гараж», направлен на переработку проект Измайловского лесопарка, идет постоянная война против постройки все новых объектов у метро. Понятно, почему депутаты от нашей «любимой» партии хотят с этим бороться, — высказалась муниципальный депутат из Зюзино Наталья Чернышева.
Корреспондент «Газеты.Ru» летом 2012 года был свидетелем эффективности публичных слушаний, на которых, согласно нынешнему Градостроительному кодексу, жители района могут высказывать свое мнение и рекомендовать запретить или разрешить строительство или перепланировку практически любого объекта.
Такие правила уже стали для столичных чиновников крайне скандальным и неприятным элементом московской политики.
Один из таких примеров — слушания по поводу перепланировки Измайловского лесопарка, в ходе которой предлагалось вывести часть его территории из статуса «заповедной зоны» и перевести в разряд «рекреационной зоны», где допустимо капительное строительство, при этом вместо тропинок предлагалось положить плиточные дорожки. Однако на слушания неожиданно явились около тысячи разгневанных жителей, и они просто не состоялись, так как актовый зал не вместил всех желающих. Зато состоялся стихийный митинг, который не стал разгонять ОМОН и на котором глава управы не смог дать жителям внятного ответа ни на один вопрос («Газета.Ru» подробно рассказывала эту историю ранее). В результате скандала проект перепланировки Измайловского лесопарка был отправлен на переработку.
— За последние два года у меня был опыт участия в полутора десятках публичных слушаний по спорным проектам столичных властей, на которых я активно выступал. И формулировка, что публичные слушания мешают динамичной реализации градостроительных проектов, неверна. Они являются средством корректировки градостроительных ошибок.
Жители имеют право высказываться по поводу уплотнительной застройки, ликвидации рекреационных зон ради шашлычных и участвовать в управлении своим районом, — говорил депутат из того же Зюзино Константин Янкаускас, член Партии 5 декабря. — Если отобрать у людей возможность выражать свой протест легально, активность жителей никуда не денется, просто перейдет из правового поля в неправовое. Люди будут блокировать стройки и ложиться под бульдозеры. Депутаты этого хотят? Беспорядков?
Янкаускас предложил не только сохранить слушания, но и вообще выносить вопросы, касающиеся особо важных градостроительных проектов, на местные референдумы.
Звучали и более радикальные предложения, например, один пожилой муниципальный депутат предложил подать заявление в прокуратуру на московских городских депутатов-единороссов на предмет проверки на совершение преступления по статье «Насильственный захват власти».
Другие муниципальные депутаты призывали не сократить сроки оповещения жителей, а увеличить до 30 дней до проведения слушаний, а муниципальный депутат Максим Мотин из района Печатники также предложил действительно привести законодательство Москвы в соответствие с федеральным, но в первую очередь по вопросам местного самоуправления и дать муниципальным депутатам в столице столько же полномочий, сколько имеется у их коллег во всей остальной стране (полномочия московских муниципальных депутатов по сравнению с полномочиями местного самоуправления во всех остальных городах, кроме Санкт-Петербурга, сильно урезаны).
— Вообще следующим законопроектом от наших уважаемых депутатов, по идее, станет проект выселения из Москвы москвичей, они ведь мешают власти, — съязвил Мотин.
В своих выступлениях муниципальные депутаты приводили все новые аргументы за сохранение слушаний, а также припоминали случаи, когда районные власти фальсифицировали их результаты или проводили таким образом, чтобы никто из жителей о них не узнал. Немало насмешек вызвало и полное отсутствие в зале самих единороссов, хотя того же Москвина-Тарханова Клычков звал на совещание послушать, что ему скажут его же избиратели.
— Интересно, почему Тарханов не пришел. Хотелось бы вообще, чтобы на такие мероприятия ходили авторы законопроектов, просто потому что хочется иметь дело с людьми, а не с неведомыми инопланетянами, — ехидно заметил депутат от Тропарево-Никулино Владимир Гарначук.
— А вообще надо не отменять слушания, а создать еще больше механизмов, чтобы граждане могли влиять на безумные решения власти. Так, например, надо сделать жесткий регламент оповещения жителей, чтобы нельзя было проводить слушания потихоньку ото всех, надо публиковать не только конечный проект, но и все чертежи и схемы, наконец, создать комиссию, которая будет организовывать все эти слушания, чтобы в нее вошли не только чиновники из управы, но и муниципальные депутаты, которые будут обеспечивать интересы жителей.
Проклятия в адрес мосгордумских единороссов и выступления в защиту публичных слушаний в Москве продолжались в стенах столичного парламента несколько часов. У стен Мосгордумы все это время дежурили два автобуса с полицией.
Корреспондент «Газеты.Ru» дозвонился до автора законопроекта, депутата Мосгордумы от «Единой России» Михаила Москвина-Тарханова, и выяснил, что тот уже знает о негативной реакции на свой законопроект и что Мосгордума готова к переговорам с недовольными.
Более того, Москвин заявил, что, возможно, теперь, раз уж муниципальные депутаты демонстрируют такую потребность в сохранении слушаний, отменять их не будут.
«Среди москвичей часто действуют группы, заинтересованные в решении своих проблем и используют людей в своих интересах, в том числе посредством публичных слушаний. Москвичам надо быть бдительными, если они хотят, чтобы слушания отражали их интересы. Вообще публичные слушания — институт недавний, они появились только в 2007 году, до этого были другие механизмы.
Действительно, публичные слушания — самый цивилизованный вариант обсуждения градостроительных проектов с жителями, — неожиданно признал Москвин-Тарханов. — Если муниципальные депутаты заинтересованы в том, чтобы слушания продолжались, мы готовы рассмотреть их предложения, поправки, мы не настаиваем, что их надо убрать.
Процесс обсуждения показал, что москвичи и местное самоуправление в слушаниях заинтересованы, значит, надо будет на это предусмотреть расходы. Публичные слушания — дорогое удовольствие, причем основные затраты связаны не с их проведением, а со сложностями, которые испытывают инвесторы. Поэтому, если они не нужны никому, их надо убирать. Но реакция серьезная».
Москвин-Тарханов добавил, что 18 января в 11 часов комиссия Мосгордумы рассмотрит поправки, которые были предложены в ходе совещания. Таким образом, как минимум еще неделю очередной скандальный законопроект столичных единороссов принят не будет.