В четверг президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что в стране происходит давление на государственные институты, которые не подчинены новому правительству Бидзины Иванишвили.
За последние несколько дней в следственную службу министерства финансов Грузии в рамках расследования коррупционных дел были вызваны многие высокопоставленные представители прежней власти, включая нескольких бывших членов правительства. И вот 19 декабря после очередного допроса, длившегося пять часов, были задержаны шесть человек, в том числе экс-министр финансов и энергетики Александр Хетагури, экс-министр образования и юстиции (ныне — гендиректор «Рустави-2») Ника Гварамия, бывший замминистра экономики Каха Дамения (учредитель аудиторской компании «Гутидзе, Дамения, Чантладзе Солюшен»), генеральный директор энергораспределительной компании АО «Теласи» (российской «дочки» «Интер РАО») Дэви Канделаки, а также еще два экс-чиновника – Георгий Немсицверидзе и Изабелла Гутидзе, являющиеся учредителями ООО L&F servise.
Как сообщила руководитель следственной службы министерства финансов Грузии Натия Сухиашвили, в вину задержанным вменяется, в частности, соучастие в деле о перечислении миллиона долларов фиктивной компании, якобы за осуществление ею консультирования энергокомпаний.
Следствие ведется по статьям 338 (взяточничество), 339 (дача взятки), 362 (изготовление, использование или реализация поддельного документа, печати, штампа или бланка), 210 (изготовление, использование или реализация поддельной кредитной или расчетной карты), 199 (незаконное использование экомарки) УК Грузии, приводит РИА «Новости» слова Сухиашвили.
В тот же день в городе Кутаиси произошел инцидент с президентом Михаилом Сакашвили — более 100 человек пытались сорвать встречу главы государства с членами его партии «Единое национальное движение». Группа активистов бросала камни в кортеж президента.
В знак протеста парламентское меньшинство в лице «Единого национального движения» покинуло 19 декабря зал заседаний и отправилось на закрытое чрезвычайное совещание. Лидер оппозиции Давид Бакрадзе заявил, что «сегодня в Грузии власти осуществляют давление на суд, массмедиа и политическую оппозицию». А Михаил Саакашвили сразу же потребовал незамедлительного освобождения руководителя независимого телеканала «Рустави-2» Ники Гварамия, оценив его задержание как давление на владельцев этой телекомпании.
В четверг президент продолжил клеймить политических оппонентов, заявив, что в Грузии еще никогда в ее истории не арестовывали столько бывших чиновников как в настоящее время.
«Столько людей не арестовывали даже в самые трудные эпохи. После «революции роз» арестовали бывшего министра энергетики, но тот человек делал деньги на том, чтобы в Грузии не было электроэнергии. Сейчас арестовали Алеко Хетагури, благодаря которому свет везде есть. Схватили Николоза Гварамию, который был борец с коррупцией и получил лучшее зарубежное образование, — передает слова Саакашвили «Интерфакс». — Его поймали эти двоечники, которые даже двух книг не читали и умеют считать только долларовые знаки. Это справедливость? Вы думаете что, не будет последствий? Последствия уже есть. Остановлено строительство в том же Рустави, остановлены социальные программы в Аджарии. Эти люди живут в параллельном мире. Где они росли? Какими ценностями дышат?».
Одновременно разгорелся скандал вокруг проектов, возведенных по инициативе представителей «Нацдвижения» на территории столичного исторического парка Рике – в старой части грузинской столицы. Саакашвили и Иванишвили разошлись во мнении по поводу ценности проведенной застройки и обрушились друг на друга с резкой критикой.
Следственная служба Минфина сейчас ведет расследование по поводу продажи земельного участка (площадью 43 500 кв. м) на территории парка.
Следствием установлено, что данный земельный участок был продан за 7 тыс. долларов мэрией Тбилиси (поддерживающей Саакашвили. — «Газета.Ru») некой частной структуре ООО «Ахали Рике». В 2008 году мэрия выкупила у этой же компании тот же земельный участок, но уже за 17 млн долларов. При этом компания не выполнила взятых на себя обязательств по созданию на данной территории рекреационной зоны. Ущерб, нанесенный бюджету, оценили в 10 млн долларов.
Нынешние власти подозревают, что сделка была коррупционной, и отрицают какую-либо политическую подоплеку дела. Об этом на днях заявил министр финансов Нодар Хадури. Хотя представители «Нацдвижения» усматривают в действиях новых властей именно политическое преследование
и, как заявил депутат парламента Георгий Габашвили, желание дискредитировать своих политических оппонентов. Напомним, что уголовные дела ранее уже были заведены против бывшего министра внутренних дел и обороны Бачаны Ахалая, главы объединенного штаба вооруженных сил Георгий Каландадзе и ряда высокопоставленных сотрудников МВД
В рамках расследования в Следственной службе Минфина уже были допрошены несколько чиновников, в том числе вице-мэры Тбилиси, глава архитектурной службы и экс-премьер страны Ника Гилаури, который в период продажи данного земельного участка занимал пост министра финансов. На допрос дважды был приглашен и экс-замглавного прокурора страны (в свое время он был членом комиссии по управлению и распоряжению землями столичной мэрии), депутат парламента Давид Сакварелидзе. Однако законодатель демонстративно отказался являться к следователям, заявив, что готов ответить на все вопросы публично. При этом он выдвинул условия — сначала допросить по этому делу нынешнего премьер-министра страны Бидзину Иванишвили, после чего вылетел в Брюссель, как говорят, в командировку. Следователи заявили, что ждут его возвращения.
На допросе Иванишвили по данному делу настаивает и первый заместитель председателя сакребуло (городского собрания) Тбилиси Мамука Ахвледиани, а также бывший губернатор Имерети Лаша Макацария, который также уже побывал на допросе в Следственной службе. В эфире телекомпании «Рустави-2» Ахвледиани пояснил, что компания «Карту Групп», принадлежащая Бидзине Иванишвили, участвовала в разработке проектов для парка Рике.
Сам Иванишвили признает, что в те времена, когда у него были хорошие отношения с властями, он финансировал тендер по Рике и «подарил его городу». По словам премьера, он тогда пригласил интересную группу архитекторов. «Самый интересный проект подготовили датские архитекторы. Он не изуродовал бы старый город и не перегрузил бы площадь, но это проект не использовали», — сказал он журналистам.
Иванишвили заявляет, что был готов финансировать строительство театра музыкальной комедии, так как ему понравился рисунок будущего здания, хотя уже архитектурный проект показался ему уродством, и поэтому он отказался от участия в нем.
Объекты, возведенные на Рике, в числе которых — «Мост Мира», Buddha-Bar, здание казино и другие, являются предметом острейшей критики со стороны архитекторов. Причем именно Иванишвили был одним из первых, кто еще во время парламентской кампании заявил о желании демонтировать любимое детище Саакашвили — стеклянный «Мост Мира», а 18 декабря он раскритиковал здание строящегося музыкального театра на той же площади Рике. Иванишвили заявил, что проект, поддержанный президентом, не соответствует внешнему виду столицы и что недостроенное здание, возможно, следует снести. «Проведем опрос, привезем иностранных экспертов. Они оценят проект, и, если надо будет, мы завершим проект. Если это искажает вид и должно быть разрушено, то лучше сделать это своевременно», — сказал грузинский премьер.
Намерения главы правительства в отношении строений на Рике сначала вызвали резкую реакцию тбилисской мэрии, во главе которой — один из лидеров «Нацдвижения» Гиги Угулава, а позднее и отповедь со стороны самого президента страны Михаила Саакашвили.
Мэрия распространила заявление, в котором призвала Иванишвили начать демонтаж со своей собственной резиденции, расположенной на горе Табори, откуда он управляет страной (резиденция, спроектированная японским архитектором Сином Такамацу, обошлась Иванишвили в 50 млн долларов).
Представители мэрии сообщили, что строительство объектов на этой площади практически завершено и любые разговоры об их демонтаже или разрушении сегодня равноценны вандализму.
«О вкусах не спорят. Но сейчас получается, что за вкус людей арестовывают», — написал ранее Угулава в своем Facebook, прокомментировав таким образом недавнее задержание директора ООО NCC Георгия Келбакиани и финансового директора Арчила Чоговадзе, которых обвинили в отмывании денег. Их компания занималась строительством нескольких объектов на Рике. Угулава считает, что «Иванишвили нервируют те институты, которые остались вне его подчинения».
Сам Михаил Саакашвили еще 19 декабря ответил Иванишвили, назвав «Грузинскую мечту» «бригадой разрушителей», которая собирается разрушить все, что он и его правительство строили все 8 лет. «К сожалению, вчера правительство Грузии объявило масштабную программу разрушения. В современной эпохе пример разрушения по политическому признаку был осуществлен талибами (организация запрещена в России) в Афганистане. Не думаю, что в XXI веке Грузия должна опозориться перед всем миром талибанизацией и разрушением новых современных зданий...» — заявил он журналистам.
Иванишвили в долгу не остался, назвал слова президента «бесстыдными» и в очередной раз напомнил Саакашвили о его семи резиденциях и двух самолетах. «Ни одна нормальная демократическая страна не сделает того, что делал этот человек. Нигде в мире не строятся правительственные дачи, когда в стране есть бездомные и их дети мерзнут в морозы на улице. Нигде, даже в самых богатых странах мира, у главы государства нет семи резиденций, двух самолетов и нескольких вертолетов. Ведь за эти вертолеты было уплачено 80 млн», — пояснил журналистам Иванишвили.
«Никто не сможет разрушить построенные нами здания. Мы столько их построили, что не хватит премьер-министру и 50 лет, чтобы все разрушить. Никто не уничтожит и то, что мы создали, а главное, что мы создали, это грузинские государственные институты, грузинскую армию, грузинскую полицию», — продолжил в четверг Саакашвили заочный спор с премьером.
«Делают заявления о нашей коррупции и о каких-то наших дачах. Совесть ведь нужно иметь. В 11 раз увеличился бюджет Грузии при прежнем правительстве. Видимо, мы имеем дело не только с разрушителями, но и с бригадой двоечников», — возмущался президент. Саакашвили уверен, что после смены власти «из тюрем вышли воры и коррупционеры и они устроились в кабинетах и теперь ловят тех, кто боролся с коррупцией и криминалом». По его словам, коррумпированные чиновники времен Эдуарда Шеварднадзе вернулись и «имеют конкретную цель — личное обогащение и развал государственных институтов».
К слову, по части разрушения имеются претензии и к самому Саакашвили. Оппоненты сразу же припомнили, как по его распоряжению
три года назад, 18 декабря 2009 года, в городе Кутаиси был взорван Мемориал славы (в честь погибших в Великой Отечественной войне, автор проекта — скульптор Мераб Бердзенишвили). Тогда при демонтаже погибли малолетняя девочка и ее мать. На месте мемориала был возведен новый парламент Грузии.
19 декабря известный кинорежиссер Резо Чхеидзе («Отец солдата») и другие члены НПО, собравшие около 400 тыс. подписей за отставку Саакашвили, провели в Кутаиси акцию в ознаменование демонтажа мемориала, повлекшего за собой гибель людей.
Спор между Саакашвили и Иванишвили по поводу дворцов и резиденций идет уже давно.
Иванишвили вскоре после прихода к власти призвал президента урезать расходы. И для этого в целях экономии работать не в роскошном президентском дворце – так называемой Авлабарской резиденции, а в офисе президента на одном из этажей 12-этажного здания Госканцелярии. Как заметил Иванишвили, госбюджет не может более финансировать огромные расходы на содержание президентского дворца. Только на оплату расходов электроэнергии было выделено 800 тыс. лари (485 тыс. долларов). После этого администрация президента решила отключить освещение территории, прилегающей к резиденции. Помимо этого, Минобороны отказалось оплачивать расходы на содержание второго личного самолета президента, взятого по лизингу. Планируется также перевести службу госохраны из-под контроля президента под контроль правительства.
Новое правительство уже поставило точку на реализации мегапроекта по строительству города Лазика на Черноморском побережье, которым Саакашвили хотел удивить Грузию и весь мир.