Кампания против бывших чиновников, инициированная после выборов 1 октября нынешним парламентским большинством в лице коалиции «Грузинская мечта», разворачивается с новой силой. Людей Саакашвили все чаще вызывают на допросы в следственные органы. При этом с заявлениями в прокуратуру потянулись десятки бизнесменов обиженных на бывших высокопоставленных должностных лиц, в частности, на экс-генпрокурора Зураба Адеишвили, бывшего министра обороны Давида Кезерашвили и экс-замминистра по делам молодежи и спорта Георгия Удесиани.
После победы на парламентских выборах «Грузинской мечты» новые власти санкционировали целый ряд уголовных дел против чиновников и силовиков из окружения Михаила Саакашвили. Представители проигравшего выборы пропрезидентского «Единого Национального движения» считают, что этих людей преследуют по политическим мотивам. Так, уголовные дела уже заведены против бывшего министра внутренних дел и обороны Бачаны Ахалая и главы объединенного штаба вооруженных сил Георгий Каландадзе.
При этом бывших чиновников начинают активно вызывать на допросы в следственную службу Минфина Грузии (бывшую финансовую полицию). Так,
во вторник на допросе у следователей побывал экс-губернатор региона Имерети Лаша Макацария. В среду на допрос приглашен депутат парламента от меньшинства, бывший замглавного прокурора Грузии Давид Сакварелидзе.
Его вызвали в связи с его работой в мэрии Тбилиси в 2005-2006 годах. Сакварелидзе уже заявил, что отказывается являться на допрос и готов публично ответить на все имеющиеся к нему вопросы.
В Генпрокуратуру обратился и бывший парламентский секретарь президента Михаила Саакашвили, экс-глава Национальной комиссии по коммуникациям Дмитрий Китошвили.
Пять лет назад на основе его показаний экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили был обвинен в коррупции. Сейчас Китошвили признает, что тогда он оговорил себя и Окруашвили под давлением со стороны высокопоставленных чиновников Генеральной прокуратуры, департамента конституционной безопасности МВД. Он утверждает, что давление на него осуществлялось по заданию тогдашнего генпрокурора Зураба Адеишвили. В 2008-м парламентский секретарь президента обвинил Окруашвили в вымогательстве акций компании сотовой связи «Джеосел» у одного из акционеров Джемала Сванидзе.
Сам экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили, обвиненный в коррупции и заочно приговоренный к 11 годам тюрьмы по трем статьям: «Служебная халатность», «Злоупотребление служебными полномочиями» и «Взяточничество» — в 2011-м был обвинен в создании незаконных вооруженных формирований. Окруашвили, живший с 2008 года в эмиграции во Франции, недавно вернулся для участия в судебном процессе. В ожидании решения суда он содержится в тюрьме на одном этаже с экс-министром обороны Бачо Ахалаей.
Депутат парламента Грузии от правящей «Грузинской мечты», руководитель одной из парламентских фракций Захарий Куцнашвили оценил идущие в стране процессы как восстановление справедливости.
«Последние девять лет людей преследовали, притесняли, незаконно отнимали имущество, лишали свободы.
Теперь восстанавливается справедливость. И этот процесс включает в себя несколько главных моментов: первое — освобождение политзаключенных, второе — объявление амнистии. Судопроизводство в Грузии не выдерживает критики и поэтому надо максимально выпустить тех заключенных, которые подозреваются в мелких правонарушениях и престпулениях. Третье – мы собираемся принять закон, который позволит гражданам пересмотреть свои дела, рассмотренные судами ранее. И четвертое — частные иски, которые во множестве поступают в Главную прокуратуру», - сказал Куцнашвили «Газете.Ru».
Гия Тортладзе, председатель Демократической партии Грузии, депутат парламента прежнего созыва, возглавлявший Антикоррупционный комитет, сказал «Газете.Ru», что категорически не согласен с данной оценкой. Он допускает, что среди заявителей, выстраивающихся в очередь в Главную прокуратуру, есть реальные потерпевшие, но уверен, что среди них есть и «много и симулянтов».
Список политзаключенных и политически гонимых, принятый недавно парламентом, Тортладзе называет «позорным» и особо подчеркивает, что в него попали люди, осужденные за шпионаж в пользу России.
«Говорят об общественном заказе на задержания бывших чиновников. Что это значит? В 1937 году действовали от имени народа, а сейчас это общественный заказ?», - возмущается Тортладзе. —
«Это абсолютно мне непонятно. Думаю, представители нынешних властей хотят попросту перекрыть невыполение своих предвыборных обещаний по части увеличения пенсий и уменьшения тарифов на коммунальные услуги», — рассуждает бывший депутат.
Его возмущает, что «последние 22 года в Грузии народ ликует, когда кого-то сажают». «Так было и после Гамсахурдиа, во время Шеварднадзе, и потом тоже самое. Сейчас опять повторяют. Я точно знаю, что когда эта команда уйдет, их тоже будут сажать», - уверен Тортладзе.
Уголовное преследование высокопоставленных чиновников команды Саакашвили он оценивает как политическое. «К тому же их привлекают по мелочи, а обвиняли во всех смертных грехах», — замечает он.
Как бы то ни было, но в Главную прокуратуру в последнее время обращается все больше бизнесменов, добивающихся возвращения отнятого имущества. И их претензии вряд ли можно относить лишь к сведению политических счетов.
После 1 октября — победы коалиции «Грузинская мечта» на парламентских выборах — десятки людей стали возвращаться в Грузию. «Среди них немало бизнесменов», - подтверждает «Газете.Ru» председатель комитета отраслевой экономики и экономической политики Зураб Ткемаладзе.
«Это процесс возвращения деловых людей на родину говорит об их доверии к новому правительству. Они видят, что ситуация в стране коренным образом меняется, что никто не будет их преследовать, что они смогут спокойно развивать свой бизнес.
Ни о каких преследованиях не может быть речи, правительство, напротив, будет всячески способствовать деловой активности», — сказал парламентарий. По информации Зураба Ткемаладзе, одна часть бежавших из страны бизнесменов все еще наблюдает за развитием ситуацией, за действиями правоохранительных органов, судебной системы.
«Я думаю, что все те люди, которые были изгнаны или сами покинули страну, вернутся когда полностью убедятся, что в стране реально восстанавливается справедливость, и это будет очень хорошо», — сказал он. Вместе с тем, Ткемаладзе отказался комментировать конкретные дела по заявлениям бизнесменов, расследуемые прокуратурой. «Мне известны конкретные дела, но делать оценки я пока не буду, пусть прокуратура и суд сначала разберутся в них. Подтверждаю, что таких дел немало», — сказал он.
Часть бизнесменов уже объединились в организацию под красноречивым названием «Даабруне» («Верни»).
Инициатором ее создания стал бывший учредитель интернет-провайдера «Кавказус онлайн» Мамия Санадирадзе, который также лишится своего бизнеса во время правления «Нацдвижения». Организация планирует представить новому правительству и парламенту документы по десяткам конкретных фактов незаконного отчуждения бизнеса в период правления «Нацдвижения». Известно, что парламентарий Тина Хидашели, которая, как ожидается, возглавит комиссию по расследованию резонансных дел, уже заявила о своей готовности сотрудничать с этой организацией.
Министр юститции Грузии Тея Цулукиани считает, что миф об отсутствии коррупции в Грузии в период правления «Нацдвижения» развенчан.
Выступая недавно на антикоррупционной конференции в Париже, где были представители стран Восточной Европы и Центральной Азии, она заявила, что прежняя власть искоренила коррупцию только на нижнем уровне, однако элитарная коррупция процветала. Тея Цулукиани подчеркнула, что для окончательной победы над коррупцией необходима независимая судебная система.
«Борьба с коррупцией остается приоритетом новой власти. В Грузию никогда не вернется коррупция на нижнем уровне. Сейчас мы должны создать систему, которая исключит возвращение коррупции на высоком уровне, которая прекратилась после ухода прежней власти», — цитирует ее выступление сайт ведомства. Для этого, в частности,
Минюст проведет еще несколько реформ – например, расширится круг чиновников, которые будут обязаны предоставлять финансовую декларацию, начнется реформа госслужбы и т.д.
В правовой борьбе бизнесменов есть и первые победители. На днях Тбилисский горсуд вынес оправдательный приговор учредителю холдинговой компании «Ваке-5» и «Альбатрос групп» бизнесмену Давиду Бегиашвили, который в статусе политического беженца проживает в Швейцарии. Бизнесмен обвинялся при прежних властях по 2-й и 3-й частям статьи 180 Уголовного кодекса Грузии, у него пытались отсудить до 3 млн лари. Суд удовлетворил ходатайство Главной прокуратуры о прекращении дела против него за отсутствием состава преступления. Бегиашвили снят с розыска, отменен арест на его имущество. Теперь он может спокойно вернуться на родину.