Сенат Конгресса США в среду провел финальные дебаты о «списке Магнитского» — резко критикуемом Россией законопроекте, который предусматривает введение санкций в отношении лиц, причастных к гибели в СИЗО 16 ноября 2009 года юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Одновременно этот законопроект отменяет действие поправки Джексона — Вэника 1974 года, которая не позволяет США установить режим наибольшего торгового благоприятствования в отношениях с Россией.
Как сообщается на сайте верхней палаты, накануне сенаторы достигли договоренности одобрить вариант документа, подготовленный конгрессменом Дэйвом Кэмпом и одобренный на минувшей неделе палатой представителей.
Законопроект в первую очередь поддерживают представители промышленности: они рассчитывают, что с установлением с Россией режима наибольшего торгового благоприятствования любые ограничения на торговлю с Россией будут сняты и они смогут выйти на российский рынок, либерализованный в соответствии с правилами Всемирной торговой организации. «Быстро растущий российский рынок предлагает колоссальные возможности для увеличения объема экспорта произведенных в США товаров. Чем быстрее законопроект отправится на подпись к президенту, тем скорее американские промышленники начнут ощущать преимущества вступления России в ВТО», — цитирует The Washington Post письмо американских промышленников, которое в среду поступило в сенат Конгресса США. Администрация Барака Обамы прогнозирует, что американский экспорт товаров и услуг, объем которого в настоящее время составляет $11 млрд, может удвоиться через пять лет, если торговые отношения с Россией нормализуются.
«Призываю коллег воспользоваться возможностью увеличить количество рабочих мест в связи с разрешением споров о торговле с Россией», — объявил сенатор Джон Керри, председательствующий в комитете по иностранным делам верхней палаты. Отмена торговых ограничений между Москвой и Вашингтоном стала возможной после 22 августа, когда Россия официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО).
Многие законодатели вслед за Керри подчеркивали экономическую выгоду законопроекта, не слишком концентрируя внимания на его правозащитной составляющей. Нормализация торговли с Россией — «большая победа для американцев», сказал сенатор Роджер Викер. «Если Конгресс не примет законопроект, то американские рабочие, в том числе миллионы работающих в малом бизнесе, понесут убытки», — отметил сенатор. В то же время он считает невозможной отмену торговых ограничений без принятия так называемой правозащитной части документа. Для нормализации торговых отношений недостаточно отмены поправки Джексона — Вэника, «поскольку мы имеем дело со страной, которая продолжает защищать коррумпированных чиновников».
«Вы должны встать на защиту прав человека», — призвал главный инициатор принятия законопроекта о «списке Магнитского» — сенатор от штата Мэрилэнд Бенджамин Кардин, сопредседательствующий в Хельсинкской комиссии Конгресса США.
Кардин предложил в следующем году внести поправки в документ и распространить санкции на нарушающих права человека чиновников и из других стран.
Сенатор-демократ обратил внимание коллег, что законопроект имени Сергея Магнитского устанавливает мировые стандарты в области защиты прав человека и в будущем позволит распространить их на отношения с другими странами. «Мы будем искать возможности для того, чтобы инкорпорировать положения (законопроекта) в другие торговые соглашения», — цитирует Кардина сайт республиканского меньшинства в сенате. По мнению Кардина, нарушители прав человека не смогут избегать последствий, даже если их собственные страны не предпринимают должных мер.
Вместе с тем Кардин отверг обвинение во вмешательстве во внутренние дела России. «Россия и США являются членами ОБСЕ, и эта организация дает нам право поднимать вопросы, связанные с нарушением прав человека в других государствах», — сказал Кардин.
Демократа поддержал сенатор-республиканец Джон Маккейн, известный своей критикой в адрес Владимира Путина и регулярно напоминающий российскому президенту об «арабской весне». Он обвинил руководство России в «использовании государственных инструментов» для преследования критиков власти, таких как Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Также он напомнил о принятом Госдумой законе об «иностранных агентах». Маккейн отметил, что не считает законопроект антироссийским. «Я считаю, что он, наоборот, является пророссийским, поскольку речь в нем идет о верховенстве закона, подотчетности и правах человека, которыми дорожат многие россияне, — сказал он. - -Приняв его, мы встанем на сторону российского народа, на правильную сторону российской истории».
«Утверждение о том, что этот закон ущемляет суверенитет России, — это нонсенс. Акт Магнитского не требует от правительства или граждан России предпринимать какие-либо действия, если они этого не хотят. Он не может остановить нарушителей прав человека в России. Но акт Магнитского позволит ограничить их действия: они не смогут положить свои деньги в банки США, их не хотят видеть в этой стране, они не смогут посетить эту страну, и они не получат доступа к финансовой системе США», — заявил Маккейн.
Маккейн приветствовал инициативу распространить действие акта Магнитского на нарушителей прав человека во всем мире — «это достойная цель», заявил он. Он предложил следующему созыву Конгресса, который начнет работать 3 января, рассмотреть возможность применения подобных санкций в глобальном масштабе на следующем Конгрессе.
«Однако сейчас важно, чтобы акт Магнитского был направлен (...) исключительно на Россию. Это то, чего требует русская демократия и гражданское общество... Мы можем сделать это», — сказал он. Сенатор-республиканец отметил: «Я не испытываю никаких иллюзий, что прохождение акта Магнитского закона или снятие торговых ограничений для России обеспечат верховенство закона в России. Вовсе нет. Но в то же время закон принесет различные виды льгот для российского народа — материальные и моральные выгоды… Иными словами, закон Магнитского и отмена поправки Джексона --Вэника будут служить в качестве инструмента расширения прав и возможностей простых россиян, которые не хотят, чтобы их жизнь и средства к существованию определялись исключительно хищной элитой русского государства».
Маккейн выразил уверенность, что законопроект будет одобрен. Это подтверждают источники на Капитолийском холме: серьезных разногласий в этом вопросе между демократическим большинством и республиканским меньшинством нет.
Независимый сенатор Джозеф Либерман, в свою очередь, уточнил, что список чиновников, в отношении которых вводятся санкции, может быть расширен.
«Закон предусматривает наложение запрета на выдачу виз и замораживание активов не только тех чиновников, которые предположительно несут ответственность за убийство (Магнитского), но и против российских чиновников, ответственных за любые нарушения прав человека, которые слишком часто происходят в этой стране», — сенатор рассказал, как встречался с российской оппозицией, политическими активистами и диссидентами, которые рассказывали о бесчисленных нарушениях прав человека в России. «Итак, сегодня я присоединяюсь к моим коллегам, которые поддерживают этот закон. И говорю тем, кто в России мужественно борется за основные свободы — право на жизнь, свободу и стремление к счастью: наши отцы-основатели утверждали, что каждый человек обладает такими правами от рождения», — провозгласил он.
Администрация Барака Обамы ранее призывала Конгресс отменить устаревшую поправку Джексона — Вэника, но без увязки с «актом Магнитского».
Поддержанный палатой представителей в конце ноября вариант законопроекта преследует непосредственных участников «дела Магнитского» и распространяет визовые санкции на тех, кто выступает в качестве «агентов» фигурантов «черного списка», то есть фактически касается членов семей и деловых партнеров, ответственных за преследования и гибель юриста фонда Hermitage Capital, а также других «злостных нарушителей прав человека».
В законе упоминается множество отдельных случаев нарушения прав гражданских активистов, в том числе избиение журналиста Олега Кашина, похищение правозащитников в Чечне и десятки подобных инцидентов. В отношении каждого российского официального лица, которое будет признано Вашингтоном несущим ту или иную ответственность за эти злодеяния, а также в отношении действующих от их имени персон могут быть применены санкции.
В среду уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов напомнил предупреждение о том, что Москва не оставит без ответа «неприемлемые действия в отношении российских граждан». Разумеется, мы действуем и будем действовать разумно, максимально разумно, исходя из необходимости выполнения соответствующих наших международных обязательств и развития дальнейших отношений со всеми государствами». «Что касается мер, то, по-моему, на всех уровнях госвласти РФ прокомментировали этот вопрос, — цитирует ИТАР-ТАСС Долгова. — Ответ будет дан, адекватный ответ, в той форме, в которой будет сочтено необходимым».