Несколько обвиняемых по «болотному делу» готовы признать свою вину по одному из предъявленных им обвинений — ст. 318 УК (насилие в отношении представителей власти). Адвокаты 18-летней анархистки Александры Духаниной, находящейся под домашним арестом, заявили в четверг, что они рассматривают такой вариант.
«Мы пока не давали показаний и не выражали своей позиции. В принципе, теоретически мы рассматриваем возможность признать 318-ю (статью. — «Газета.Ru») в рамках стратегии защиты», — рассказал адвокат Дмитрий Ефремов.
По его словам, ни о каком суде по особому порядку речи не идет. «Особый порядок предусматривает полное признание своей вины. Наша позиция — что мы точно не признаем ст. 212 (участие в массовых беспорядках. — «Газета.Ru»)», — подчеркнул Ефремов. Поэтому Духанину, скорее всего, будут судить с другими обвиняемыми в ходе большого «болотного процесса». «У нас варианта другого нет», — сказал он.
Другой адвокат обвиняемой Александр Арутюнов рассказал «Газете.Ru», что защита хотела бы выделения дела Духаниной в отдельное производство.
«Мы бы хотели отделить Сашу от остальных. Мы не хотим, чтобы она была в большой группе. Вся ее оппозиционность улетучилась за два дня на Петровке (Изолятор временного содержания на Петровке, 38. — «Газета.Ru»)», — уверен Арутюнов.
Защита предлагала следствию, чтобы Духанина признала свою вину по ст. 318 и пошла на суд особым порядком. «Но у нее в обвинении и статья 212 УК, и 318-я. В ее действиях состава по статье 212 нет. Поэтому мы сейчас и не просим об особом порядке, поскольку он предполагает признание обеих статей. Я предлагал одному из следователей такой вариант: мы признаем только ст. 318 УК и идем особым порядком. Она обещала довести это предложение до руководства, но ответа мы не получили», — отмечает Арутюнов.
Намерение Духаниной частично признать свою вину — это давно продуманная стратегия адвокатов, рассказал «Газете.Ru» координатор штаба помощи задержанным «Росузник» Сергей Власов.
«На самом деле то, что сейчас происходит, было известно давно, с лета. Это была выверенная позиция защиты — быть на 51-й статье (ст. 51 Конституции позволяет не свидетельствовать против себя и свих близких. — «Газета.Ru»). То есть не давать показаний, пока длится следствие», — подчеркивает Власов. К концу следствия предполагается выступить с предложением о переквалификации и исключении из обвинительного заключения по ст. 212 УК, рассказывает он. «Со статьей же 318-й можно соглашаться, на ту же Духанину у полиции есть видеозапись с ее действиями. Сейчас именно это и происходит», — добавляет координатор «Росузника».
Как ранее сообщала «Газета.Ru», в пятницу обвинение намерено вручить адвокатам фигурантов «болотного дела» уведомления об окончании следственных действий.
Другие обвиняемый по «болотному делу» также готовы на признательные показания по статье о насилии в отношении представителей власти.
«Помимо Духаниной свою вину частично признал Андрей Барабанов, изначально согласившись с обвинением в применении насилия в отношении сотрудников полиции. Правозащитник Николай Кавказский ходатайствовал о переквалификации обвинения — замены 212-й статьи на 318-ю с последующим признанием вины», — отмечает координатор «Росузника». Если размен статей удастся, то арестованные «пойдут» по более легкой статье: по ч. 2 ст. 212 УК о массовых беспорядках им грозит до восьми лет лишения свободы, в то время как ч. 1 ст. 318 УК подразумевает до пяти лет лишения свободы.
Александра Духанина была первой задержанной в рамках дела о «массовых беспорядках» на Болотной площади 6 мая, когда оппозиционный «Марш миллионов» перерос в столкновения его участников с ОМОНом. На видеозаписи девушка, похожая на Духанину, кидает какой-то предмет в сторону полицейских. Она единственная из обвиняемых по «болотному делу», которая находится под домашним арестом.
Предприниматель Максим Лузянин единственный из фигурантов «болотного дела» признал свою вину по обеим статьям УК. Суд над ним прошел в особом порядке — 9 ноября Замоскворецкий суд Москвы приговорил его к четырем с половиной годам лишения свободы.