«Закон Магнитского», одобренный палатой представителей в середине ноября, скорее всего, будет рассмотрен сенатом на следующей неделе, сообщил «Газете.Ru» высокопоставленный источник в конгрессе.
«Я думаю, что наиболее вероятный сценарий по состоянию на сегодня состоит в том, что сенат рассмотрит закон, одобренный палатой представителей, и некоторые сенаторы попытаются внести в него поправки. Возможно, будет внесена поправка о том, чтобы сделать закон применимым ко всем странам. Примут или нет такую поправку — уже другой вопрос», — заявил собеседник «Газеты.Ru» в конгрессе.
Палата представителей одобрила законопроект под официальнм названием «Акт 2012 года об отмене поправки Джексона — Вэника в отношении России и Молдовы и верховенстве права и ответственности имени Сергея Магнитского», предусматривающий ограничения на въезд и финансовые операции в США лишь для российских чиновников. Распространить действие закона на другие страны предлагает, например, сенатор Карл Левин, представляющий штат Мичиган: соответствующую поправку он внес еще 30 июля.
Поправки в текст документа могут поступить от сенаторов, которые захотят воспользоваться редкой возможностью, когда принимается закон непосредственно о защите прав человека за рубежом, объясняет собеседник «Газеты.Ru». В Вашингтоне слышат обращения заинтересованных групп «из Центральной Азии, Украины и Китая», по мнению которых, документ должен быть расширен и применим ко всем странам, где нарушаются фундаментальные права граждан. В оппозиционных кругах Казахстана, к примеру, активно обсуждается, насколько возможно добиться включения в такой санкционный список чиновников, причастных к бойне в Жанаозене.
Видеть «глобальную версию» «закона Магнитского» хотела бы и российская сторона — такое пожелание в Вашингтоне высказывали дипломаты, работающие в США.
Впрочем, по словам собеседника «Газеты.Ru», сенаторы, лоббирующие расширение закона, «вряд ли вообще думают о реакции России». К тому же Москве в любом случае не понравится документ: при любом раскладе в его названии будет упоминаться Сергей Магнитский, а в самом тексте будут прописаны специфические для России нарушения прав человека.
«Российские дипломаты в Вашингтоне говорили, что они предпочитают более глобальный закон. Но они в любом случае будут им недовольны — вне зависимости от того, что мы сделаем», — сказал собеседник «Газеты.Ru» в конгрессе. «В любом случае мы получим от них реакцию. Мы ее уже получили. Но, какой бы вариант ни был принят, это не антироссийский закон — не важно, что там говорит Дмитрий Песков, Неверов, Нарышкин, Лавров… Этот закон касается только тех, кто крадет деньги у российских граждан, убивает их или пытает», — подчеркнул он.
Внесение поправок в текст документа, принятого палатой представителей, может сильно осложнить путь документа к столу президента США Барака Обамы.
В случае если сенат примет «глобальную версию» закона, конгрессменам обеих палат придется провести заседание согласительного комитета, который решит, в какой редакции выносить документ на окончательное голосование. При этом все процедуры необходимо завершить до конца года, пока идет так называемая «сессия хромых уток» и в конгрессе заседает старый состав законодателей. Новый, 113-й конгресс официально заработает уже с 3 января 2013 года.
«Если он (процесс принятия «закона Магнитского». — «Газета.Ru») не будет завершен до конца «сессии хромых уток», то у нас начнется все сначала в будущем конгрессе, где будут новые конгрессмены, которым все снова придется объяснять, — объясняет эксперт фонда Heritage Ариэль Коэн. — Там будут совершенно новые люди, которых только сейчас избрали, которые могут не очень хорошо разбираться в вопросах международной политики вообще и в географии в частности». «Если законопроект (сразу) пройдет через сенат, то фактически у нас уже будет федеральный закон. Если сенат не примет его или примет поправки к нему, то, возможно, не будет никакого закона», — допускает собеседник «Газеты.Ru» в конгрессе.
В палате представителей больше чем в сенате заинтересованы в бизнес-аспектах «закона Магнитского» — отмене поправки Джексона — Вэника, которая позволяет установить США с Россией режим наибольшего торгового благоприятствования. В палате представителей могут сказать: «Эй, подождите-ка, если мы не примем это, то не будет никакого режима наибольшего торгового благоприятствования. А нам это нужно», — говорит собеседник «Газеты.Ru». Внесение сенатских поправок, по его оценке, снижает вероятность окончательного принятия закона до 25%.
По мнению Коэна, вариант с непрохождением «закона Магнитского» маловероятен, поскольку закон имеет мощную поддержку в сенате, причем в обеих партиях: документ активно продвигают республиканский сенатор Джон Маккейн и демократ Бенджамин Кардин. «Я практически уверен, что до конца декабря у нас этот закон будет проголосован в сенате и поступит на подпись президенту. И президент, поскольку он хочет убрать поправку Джексона — Вэника, скорее всего, закон подпишет», — считает эксперт.
Несколько месяцев администрация Барака Обамы, верная провозглашенной ею политике «перезагрузки» в отношении Москвы, пыталась доказать конгрессу, что у нее и без того хватает полномочий, чтобы не допустить на американскую территорию фигурантов «списка Магнитского», которой при помощи главы Hermitage Capital Уильяма Браудера разработал Кардин. Когда законодатели дали понять, что отступаться не собираются, госдеп предложил сделать список невъездных закрытым, однако и это не устроило конгресс. В итоге принятый палатой представителей документ обязывает Обаму в течение четырех месяцев представить подготовленные госдепом и казначейством «черные списки» законодателям — составляться они будут по итогам консультаций как с конгрессом, так и российскими организациями, которые «ведут мониторинг нарушений прав человека властями России».