Следственный комитет РФ отказался возбуждать уголовное дело по сообщениям СМИ о похищении и применении пыток к активисту «Левого фронта» Леониду Развозжаеву с целью вынудить его написать чистосердечное признание в организации массовых беспорядков в Москве 6 мая.
«В возбуждении уголовного дела отказано. Это решение основано на результатах оценки собранных в ходе проверки материалов. В частности, сам Развозжаев кроме своего заявления не смог представить следствию никаких документальных или вещественных подтверждений совершенного в отношении него преступления», — заявил в четверг официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
«Информация о похищении и пытках, распространенная в СМИ и содержащаяся в заявлении Леонида Развозжаева, своего объективного подтверждения не нашла», — сказал Маркин «Интерфаксу».
Напомним, что СК объявил Развозжаева в федеральный розыск 17 октября в рамках уголовного дела о приготовлении к организации массовых беспорядков (возбужденном на основании материалов, изложенных в фильме НТВ «Анатомия протеста — 2»). На следующий день появились заявления его соратников о том, что он пропал в Киеве, где успел подать заявление о предоставлении ему политического убежища в Управление верховного комиссара ООН (УВКБ ООН) по делам беженцев. Сразу после выхода из здания управления 19 октября Развозжаев исчез, а сутки спустя неожиданно оказался в Москве, где и был арестован. Сторонники оппозиции заявляли, что он был похищен российскими спецслужбами. Позже последовали заявления правозащитников, которых пустили в СИЗО к Развозжаеву, о том, что к активисту применялись психологические пытки. После этого Развозжаев официально отказался от явки с повинной и всех своих прежних показаний, в ответ Маркин заявил, что это «никак не скажется на расследовании».
В СК утверждают, что Развозжаев отказался подтвердить свои показания о пытках над ним на детекторе лжи. «От предложения подтвердить свои показания с применением полиграфа Развозжаев отказался», — заявил Маркин в четверг. В свою очередь, адвокат подсудимого Дмитрий Аграновский уверен в том, что «ситуацию с полиграфом в СК перевернули с ног на голову».
«Мы не отказывались. Вопрос звучал так: готовы ли вы пройти исследования на полиграфе. С моей подачи мы заявили о том, что нам нужны дополнительные консультации со специалистами. Ведь исследования на полиграфе зависят в том числе и от конкретного полиграфа, и от психологического состояния человека в данный момент. Я видел, что
Развозжаев перенес сильнейший стресс. Поэтому я не был уверен, что он был готов достоверно пройти исследование на полиграфе. Они наши слова перевернули и расценили их как отказ», — заявил в беседе с «Газетой.Ru» Аграновский.
Также адвокат не согласен с утверждением СК, что никакого похищения Развозжаева в Киеве не было и что этому нет подтверждений. «Это не так. Мы представили документы из ВКБ ООН (Верховный Комиссариат ООН по делам беженцев. — «Газета.Ru») о том, что Развозжаев их туда подал, с его подписью и датой», — сообщил Аграновский «Газете.Ru».
«Кроме того, мы представили заявление адвоката, ассоциированного члена ВКБ ООН Полины Бочевой, в котором она говорит, кто конкретно видела, как похищали Развозжаева. Потом мы представили документ другого сотрудника, Анны Рожок, которая говорит, что она услышала шум и ссылается на человека, который видел, как Развозжаева запихивали в автобус. После этого они пытались связаться с Развозжаевым по телефону, но он перестал работать.
Мы представили выдержку из регистрации ВКБ ООН, из которой видно, что Развозжаев уже был зарегистрирован как соискатель статуса беженца 19 октября. И это далеко не все документы», — рассказал адвокат Развозжаева.
При этом следователи в четверг заявили, что Развозжаев сначала сам незаконно пересек украинско-российскую границу по паспорту своего брата, а потом по своей воле выехал с территории Украины в Москву.
«Факт добровольного въезда Развозжаева с Украины в Россию 19 октября 2012 года, когда он якобы был похищен, подтверждается отметкой пограничного поста в его заграничном паспорте.
Развозжаев подтвердил следователям, что 16 октября 2012 года он пересек границу, воспользовавшись паспортом родного брата», — отметил Маркин.
В настоящее время СК проводит доследственную проверку, по результатам которой будет принято процессуальное решение.
«Я пока комментировать это заявление не могу, необходимо дождаться официального заявления Леонида. Но мне кажется, что это косвенное доказательство как раз того, что Развозжаев сам не возвращался.
Ну, кто же вернется, когда он кандидат не на одно даже дело, а на целый ворох уголовных дел. Отметка в паспорте… Я этой отметки не видел, но для спецслужб поставить штамп в паспорте вообще не проблема», — полагает Аграновский.
Напомним, что накануне, в среду, Развозжаеву предъявили новое обвинение – в разбое. Речь идет о событиях 15-летней давности в Ангарске. В декабре 1997 года Развозжаев якобы в составе организованной группы ворвался к бизнесмену и, угрожая оружием, отобрал 500 меховых шапок.
Другой защитник Развозжаева, Анна Ставицкая, тоже затруднилась сказать, как СК планирует использовать факт незаконного пересечения границы против подсудимого. «В явке с повинной, по словам следователей, Развозжаев вроде как действительно признался, что пересек границу по паспорту брата, а потом вернулся и решил сделать это по закону. Сложно сказать, что они там еще могут придумать, учитывая, что они вдруг решили реанимировать дело 15-летней давности. Все заявления СК довольно «половинчатые». Правды, конечно же, никто не раскрывает», — рассказала «Газете.Ru» Ставицкая.
«Сейчас психологическое состояние Развозжаева тоже под большим вопросом. Его то пугают отправкой в Иркутск, то ему предъявляются 15-летние обвинения, то ему приходят письма с угрозами», — продолжил Аграновский. Накануне вечером Развозжаев действительно получил послание через почту изолятора. В тексте открытки говорилось, что «даже когда тебя нет рядом, я всегда точно знаю, где ты». Также был приклеен листок с текстом: «Леонид, знай, друзья помнят о тебе, передают привет от Иваныча. Надеемся, что скоро сможем обнять тебя».