Фигуранту так называемого дела Удальцова активисту «Левого фронта» Леониду Развозжаеву, которого СК обвиняет в приготовлении к организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 212 УК), предъявлены новые обвинения. По версии следствия, в конце 1997 года он участвовал в разбойном нападении в городе Ангарске, в котором тогда проживал. Сейчас Развозжаеву предъявлены обвинения в рамках старой редакции УК.
«Главным следственным управлением СК России Леониду Развозжаеву предъявлено обвинение в разбое, то есть в совершении преступления, предусмотренного пп. «а», «в», «г» ст. 162 УК РФ (в ред. Федерального закона от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ)», — говорится в заявлении на сайте ведомства.
В редакции этой статьи УК от 1996 года это обозначает разбой в составе организованной группы (пункт «а»), с незаконным проникновением в жилище (пункт «в»), с применением оружия (пункт «г»). Такое преступление влечет наказание вплоть до 12 лет лишения свободы.
Речь идет об эпизоде 1997 года, но тогда данное уголовное дело о разбое так и не было завершено. За прошедшие 15 лет и до сегодняшнего дня о нем никто не вспоминал.
«Не столь давно в интернет-приемную СК обратилась жительница Ангарска, которая пожаловалась на то, что лица, совершившие разбойное нападение на ее мужа в 1997 году, до сих пор не привлечены к уголовной ответственности. Прокуратурой уголовное дело было передано для дальнейшего расследования в СК», — говорится в сообщении ведомства.
Следствие, основываясь на данных уголовного дела, утверждает, что уроженец Ангарска Развозжаев с неустановленными лицами запланировал нападение на бизнесмена.
«4 декабря 1997 года Развозжаев вместе с соучастниками, вооруженными охотничьим ружьем и двумя пистолетами, ворвались в квартиру предпринимателя, связали его скотчем, а затем, избивая и угрожая оружием, потребовали, чтобы потерпевший отдал им свое имущество. Затем Развозжаев и его соучастники похитили из квартиры предпринимателя видеокамеру и 500 меховых шапок, причинив ущерб на сумму 95 миллионов неденоминированных рублей», — говорится в сообщении ведомства.
По данным СК, Развозжаев был опознан потерпевшим как один из нападавших, который «наносил ему побои и угрожал ружьем».
«В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления, а также проверяется информация об иных фактах преступной деятельности Развозжаева», — так завершается пресс-релиз СК.
Срок давности по особо тяжкому преступлению, а таковым является разбой в организованной группе, истекает через 15 лет, пояснил «Газете.Ru» адвокат Генри Резник. «Если они успели возбудить дело, то, когда истечет срок давности (4 декабря 2012 года), оно прекращается с согласия обвиняемого. Если же он не согласен с предъявленными обвинениями — дело передается в суд», — объясняет адвокат.
Если судить о статье по разбою, то все сроки давности прошли и дело возбуждено незаконно, рассуждает адвокат «Агоры» Дмитрий Динзе. «В новой редакции этой статьи наказание снижено до десяти лет и преступление считается просто тяжким. А значит, срок давности прошел. На месте адвокатов я бы просто обжаловал возбуждение уголовного дела в связи с тем, что в новой редакции Уголовного кодекса часть статьи декриминализирована», — отметил Динзе. Но он оговаривается, что здесь следствие может использовать определенные юридические возможности.
«Если лицо находится в розыске, то дело приостанавливается на неопределенный срок и, соответственно, приостанавливается и срок давности», — поясняет Динзе.
В настоящее время активист «Левого фронта» и помощник депутата Госдумы справедливоросса Ильи Пономарева находится в СИЗО по обвинению в подготовке к массовым беспорядкам. Другими фигурантами дела являются левый активист Константин Лебедев, он также находится в СИЗО, и находящийся под подпиской о невыезде координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов.
Поводом для возбуждения дела стал фильм телекомпании НТВ «Анатомия протеста». В нем утверждалось, что оппозиционные левые активисты собирались устроить в России государственный переворот в Калининграде, Владивостоке и других российских городах на деньги грузинского политика Гиви Таргамадзе и экс-главы Банка Москвы Андрея Бородина. Ключевым эпизодом этого фильма стала видеозапись встречи активистов левых организаций и Таргамадзе в Минске летом 2012 года.
Сначала Следственный комитет допросил фигурантов дела, а затем прошли обыски. Левый активист Константин Лебедев был задержан, а потом и арестован. Координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова задерживать не стали и отпустили под подписку о невыезде. Дома у Развозжаева также прошел обыск, но к этому времени активист «Левого фронта» уехал из России. Спустя несколько дней стало известно о похищении Развозжаева неизвестными в Киеве при выходе из офиса УВКБ ООН.
Спустя несколько дней СК распространил заявление о явке с повинной Развозжаева. Чуть раньше портал LifeNews разместил ролик о суде по мере пресечения над Развозжаевым. На выходе из суда он несколько раз повторил, что его похитили и пытали.
Через несколько дней правозащитники посетили активиста «Левого фронта» в СИЗО, где он подтвердил информацию о похищении в Киеве и пытках. В частности, речь шла о том, что его связывали скотчем.
На суде по рассмотрению кассационной жалобы на арест Развозжаева он заявил, что показания были выбиты у него под давлением.
«Я прошу защиты своей семьи. Эти эскадроны смерти обещали убить членов моей семьи. Я прошу защиту для них со стороны государства», — сказал активист «Левого фронта» на суде.
После отказа от явки с повинной Развожаеву вновь угрожали в тюрьме. «Ему передали записку с угрозами те люди, которые похищали его в Киеве. Были и другие способы психологического давления», — рассказал «Газете.Ru» друг Развозжаева, главный редактор онлайн-издания «Свободная пресса» Сергей Шаргунов.
Он же рассказал «Газете.Ru» о некоторых эпизодах биографии Развозжаева.
«Сам Леня из многодетной семьи. Понятно, рос в лихие 90-е. Из друзей кто идет в спорт, кто другими делами занимался. Но сам Леня говорил, что Бог его миловал от криминала. У него с самого начала был идейный интерес», — отмечает Шаргунов. Однажды он был задержан в Ангарске сотрудниками милиции, но выяснилась его непричастность к преступлению, и его отпустили, рассказывает главный редактор «Свободной прессы».
В Москве, куда Развозжаев с семьей переезжает в конце 1990-х годов, он сразу начал заниматься бизнесом, несмотря на все сложности. «Он всегда торговал мехом», — отмечает Шаргунов. В середине 2000-х годов Развозжаев был одним из лидеров представителей мелкого бизнеса, протестующих против закрытия Черкизовского рынка. Он торговал на оптовом рынке меховыми шапками.
По словам Шаргунова, Развозжаев всегда интересовался политикой и всегда был убежденным левым.