Губернаторские выборы, возвращенные президентом Дмитрием Медведевым в последние месяцы его руководства страной, могут частично отменить. Проект очередной политической реформы описан в докладе околокремлевского Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), текст документа в четверг представили журналистам.
Околокремлевский фонд предлагает экспертному сообществу обсудить варианты отхода от прямых губернаторских выборов в национальных республиках.
Результаты этой общественной дискуссии руководитель фонда, советник первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина Дмитрий Бадовский обещает в виде аналитической записки направить в администрацию.
По его словам, над новыми схемами определения глав регионов в ИСЭПИ начали думать после того, как проблему проведения выборов на Северном Кавказе обозначил Владимир Путин. Еще в середине октября, встречаясь с активом «Народного фронта», президент сказал, что «надо найти этот инструмент». «Вместе с тем, и что очень важно, мы не можем для одного региона страны ввести одни правила, а для других регионов — другие правила, иначе это разрывает общее политическое поле страны, у нас страна перестает быть единым государством», — подчеркнул Путин.
Сохранить конституционное положение о равенстве субъектов федерации эксперты ИСЭПИ предложили с помощью поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Федеральный закон должен стать рамочным, а форму губернаторских выборов (прямые или непрямые) должны самостоятельно определять уже регионы, причем с помощью народного голосования, предлагают эксперты. На референдум будет выноситься предложение отказаться от прямых выборов главы субъекта в пользу одного из четырех вариантов, разработанных околокремлевским фондом.
По мнению экспертов ИСЭПИ, регионы не станут злоупотреблять предоставленным правом, и отказ от прямых губернаторских выборов произойдет лишь в нескольких из них. «Переход, конечно, будет в единичных случаях», — сказал руководитель фонда Бадовский.
«Единство правового регулирования предполагает, что любой регион имеет право, не только национальные, но и все остальные. Но что касается фактического перехода, то я думаю, что в конечном счете это будет затрагивать небольшое количество территорий», — добавил он.
Согласно первому варианту, на пост губернатора может претендовать один из депутатов регионального законодательного собрания, за которого будут голосовать его коллеги по парламенту. В этом случае применение «президентского фильтра» не обязательно, а «муниципальный фильтр» отменяется. Подобная форма, констатируют эксперты ИСЭПИ, влечет за собой привязку по времени выборов в местный парламент и выборов губернатора: выборы высшего должностного лица «оптимально проводить в течение года после формирования нового ЗС», говорится в докладе. Кроме того, в этом случае можно будет уйти от единого дня голосования.
Вторая схема выборов высшего должностного лица подразумевает иную схему выдвижения кандидатов. В губернаторских выборах смогут участвовать кандидаты от всех политических партий, имеющих отделения в регионе, однако перед регистрацией им «желательно» пройти консультации с президентом. Собирать подписи муниципальных депутатов будет также не нужно, поскольку кандидату придется расположить к себе членов законодательного собрания. Голосование парламентариев позволит отказаться от проведения выборов в единый день голосования.
Лишь третий вариант, предложенный ИСЭПИ, допускает возможность прямого голосования граждан, правда, выбор им предоставляется из весьма ограниченного списка кандидатур. Выдвинуть своих представителей смогут лишь партии, представленные в законодательном собрании региона. Кандидатам рекомендуется пройти консультации с президентом, после чего они смогут зарегистрироваться на выборах.
Один из вариантов, разработанный экспертами, наиболее близок к той системе, которая действовала в России последние семь лет и была отменена лишь 1 июня этого года.
Согласно этой схеме (четвертому варианту), президент вносит на рассмотрение регионального парламента подходящую, по его мнению, кандидатуру, а законодательное собрание ее утверждает. Однако в отличие от системы, принятой в 2004 году, новая схема предлагает увязать выборы губернатора и выборы парламента. На пост руководителя региона смогут претендовать лишь три человека, возглавляющие предвыборный список партии-победителя на выборах в заксобрание.
По мнению Бадовского, последний вариант является наиболее оптимальным в российских условиях. «Я вам честно признаюсь. Если бы у меня спросили, возвращать губернаторские выборы или не возвращать, я бы сказал: «Не надо». У нас страна сложная, — объяснил он. — Механизмы парламентской республики в данном случае и есть некий выход, некая модель. Таким образом, глава региона является избранным, причем избранным не только в качестве представителя политической партии и депутата, но он является избранным в том числе и в качестве кандидата на пост губернатора».
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов напоминает, что вариативность в региональном избирательном праве существовала и раньше, из-за чего в Дагестане ни разу не проводились выборы главы региона.
В этой республике введение непрямых выборов имеет «рациональное зерно», считает Голосов. В экспертном сообществе, говорит он, было опасение, что прямые мажоритарные выборы руководителя региона «неминуемо обострят все конфликты до предела». В случае с другими субъектами федерации «многое будет определяться тем, какая установка у Кремля», поскольку региональная исполнительная власть способна «продавить через референдум что угодно».
«Понятно, что в интересах самих губернаторов было бы покончить с этими выборами. Однако, если Кремль им намекнет достаточно внятно, что «не надо этого делать, мы это придумали для Дагестана, вас это, в общем-то, не касается, вы имеете такое право, но у вас будет больше проблем с нами, чем выгоды…» Если такая мысль пройдет, то, может быть, они и согласятся с тем, чтобы выборность сохранять. Тем более что та выборность, которая введена, она от назначаемости мало отличается», — рассуждает эксперт.
По мнению руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, наиболее очевидных претендентов на очередное изменение выборного законодательства два. Помимо Дагестана эксперт называет Карачаево-Черкесию. «Тема ухода от унификации в структуре управления на самом деле абсолютно оправдана. В принципе, любой регионалист вам скажет, что невозможно в российских регионах использовать одинаковые схемы, — говорит Кынев. — Но на самом деле нужно уходить не только от того, что касается навязывания всем регионам единой формы исполнительной власти, но и в том числе выборов представительной власти тоже».
Эксперт подчеркивает, что речь, в любом случае, должна идти не о назначениях, а о различных формах выборов.
«С точки зрения исполнительной власти для таких регионов больше всего подходит схема парламентской республики, коллегиальных органов власти и принцип ротации.
Для парламентов — различные избирательные системы, позволяющие соблюдать этнические балансы, в том числе возможны многомандатные округа с этническими квотами. Аналогичное уже было в Дагестане до 2003 года. Этот опыт был гораздо более успешен, чем принудительная унификация 2000-х», — напоминает Кынев.
Главный редактор интернет-издания «Кавказский узел» Григорий Шведов не считает, что подобные изменения в законодательстве необходимо вводить для национальных республик. «Именно на Северном Кавказе людям хорошо видно, какие результаты достигаются главами регионов…
Невозможно принимать такие дискриминационные нормы для каких-либо субъектов Российской Федерации. Везде главы регионов должны выбираться.
Те варианты, которые я услышал, — это разнообразное жонглирование нормами, которые сводятся к единому знаменателю: ограничение права избирать и быть избранным», — считает Шведов.