Согласно последним опросам, проведенным непосредственно накануне голосования, два основных кандидата, демократ Барак Обама и республиканец Митт Ромни, идут нос к носу. Разница в уровне их поддержки населением находится в пределах погрешности для таких исследований — плюс-минус 3,5%. По данным Ipsos/Reuters, Обама опережает Ромни всего на 2 процентных пункта (48% против 46%). По расчетам Gallup Inc. и Rasmussen республиканец лидирует, обгоняя демократа всего на 1%.
Данные ARG и CNN показывают, что кандидаты идут совсем вровень и могут рассчитывать на симпатии 49% населения.
Гонки, в которых президент пытается переизбраться на второй срок, крайне редко бывают такими напряженными; как правило, у действующего лидера есть серьезное преимущество над соперником. В США исключением из этого правила впервые за долгие годы стала лишь кампания 2004 года, когда демократы выставили против Джорджа Буша-мл. сенатора Джона Керри.
Социологические опросы учитывают настроения населения в целом, а имя следующего президента США определит коллегия выборщиков. Для победы кандидату нужно набрать 270 из 538 голосов в коллегии.
Число выборщиков в каждом штате соответствует числу представителей региона в конгрессе. Особенность американской системы в том, что по итогам голосования избирателей абсолютно все голоса членов коллегии уходят победившему в штате кандидату (за исключением штатов Мэн и Небраска, где действует другой порядок). Преимущество, с которым выиграл претендент на пост президента, совершенно неважно. Так, в 2000 году Джордж Буш-мл. по итогам многодневного пересчета голосов, прерванного решением Верховного суда, сумел заполучить все голоса выборщиков в штате Флорида, хотя его оппонент Альберт Гор уступил ему всего 537 голосов. В конечном счете это стоило тогдашнему вице-президенту президентского кресла — для победы ему не хватило именно делегатов коллегии от Флориды.
Двухступенчатая система определяет ход избирательной кампании в стране. Распределение голосов выборщиков в большинстве штатов можно предугадать: в Нью-Йорке и Калифорнии, например, большинство населения, а, значит, и выборщиков, традиционно поддерживает демократических кандидатов. Точно также за республиканцев из года в год стабильно голосует Техас и Джорджия. В то же время в стране есть несколько штатов, где о результате выборов нельзя ничего сказать наверняка вплоть до окончания голосования. Жители этих регионов предсказуемы лишь в своем непостоянстве и отсутствии стабильных политических симпатий. Именно за их голоса идет самая напряженная борьба между кандидатами в президенты.
Избирательные штабы предпочитают сосредоточить все свое внимание на неопределившихся штатах вместо того, чтобы пытаться улучшить свои позиции на поле противника.
Республиканцам не имеет смысла бороться за голоса жителей Нью-Йорка; даже в случае, если им удастся расположить к себе некоторую часть избирателей этого штата, голоса выборщиков все равно уйдут к представителю демократов, и ресурсы, таким образом, будут потрачены впустую.
Гораздо эффективнее направить ресурсы в тот регион, жители которого все еще не определились и теоретически могут склониться в пользу правильного кандидата. Поэтому в этих регионах происходит большая часть политических мероприятий: от съездов политических партий до встреч кандидатов с избирателями. Здесь оседает большая часть бюджетов избирательных кампаний, а кандидаты бомбят местных жителей политической рекламой.
В отличие от России, в США нет временных и финансовых ограничений на ведение кампании, а также разрешена реклама не только за, но и против кандидатов.
Правила ведения агитации были еще более либерализованы в 2010 году, когда Верховный суд страны удовлетворил иск консервативной правозащитной организации Citizens United к Федеральной избирательной комиссии, разрешив юридическим лицам, не связанным напрямую с кандидатами, наравне с обыкновенными гражданами создавать свою агитационную продукцию и покупать эфирное время на телевидении. Верховный суд, принимая решение, руководствовался принципами свободы слова, но в результате создал правовое поле для появления так называемых «суперкомитетов политических действий» (super PAC), щедро одариваемых корпоративными и профсоюзными финансами.
Президентская кампания-2012 стала первой гонкой, в которой независимые группы лиц — «суперкомитеты» — тратили астрономические суммы на телевизионную рекламу, преимущественно негативного характера. Активнее всего крупный капитал играл на стороне республиканца Митта Ромни.
По данным The New York Times, больше всего денег собрал комитет Restore Our Future, которым руководят прежние помощники Ромни — почти $143 млн, 90% из которых пошли на производство и размещение роликов против Обамы. Еще один республиканский «суперкомитет» American Crossroads собрал $91 млн; большая часть средств была потрачена на противостояние Обаме. В тройку крупнейших «суперкомитетов» попала всего одна организация, играющая на стороне демократов: Priorities USA Action с бюджетом $66,5 млн занимается производством негативной рекламы о республиканском кандидате. Руководит этим «суперкомитетом» один из бывших сотрудников действующей администрации Билл Бертон.
Барак Обама неоднократно публично критиковал решение Верховного суда, поясняя, что независимые от кандидатов комитеты с неограниченным финансированием укрепят позиции лоббистов в Вашингтоне. Кроме того, по его мнению, они снизят политическое влияние рядовых американцев, которые могут себе позволить лишь скромные пожертвования в пользу простых комитетов политических действий (PAC). В ходе своей предыдущей кампании 2008 года Обама сделал ставку на сбор мелких пожертвований, развернув на национальном уровне партизанскую кампанию по сбору средств. В 2012 году в «кошельке» у демократов по-прежнему продолжают доминировать минимальные пожертвования: 56% от пожертвований в пользу кандидата составляют вложения до $200. Сторонники республиканского лагеря передают в пользу своего кандидата, в основном, крупные суммы — 42% пожертвований составляют вложения максимально разрешенным законом объемом $2500, тогда как лишь 23% сторонников жертвуют суммы меньше $200. Но в итоге действующий президент сдался и дал добро на создание собственного «суперкомитета»
В этом году главным полем боя стал штат Огайо, который отправляет в Вашингтон 18 своих выборщиков. По оценке Нэйта Сильвера, автора авторитетного политического блога FiveThirtyEight, вероятность того, что именно в этом регионе решится исход гонки, составляет 48%.
Митинги в поддержку демократов и республиканцев в последние пять дней кампании происходили в Огайо ежедневно; с визитами в штат приезжали как сами кандидаты и их напарники, так и их супруги. Напор кандидатов, пытающихся склонить местных жителей на свою сторону всеми доступными способами, стал объектом насмешек популярного комика Джона Стюарта, который с сожалением заметил, что после супершторма «Сэнди» в Огайо не произошло масштабных отключений электроэнергии. В случае блэкаута местные жители могли бы хотя бы передохнуть от рекламы, заметил Стюарт, считающийся главным авторитетом в политических вопросах среди американской молодежи. Ромни критически необходимо получить голоса выборщиков в Огайо для того, чтобы претендовать на президентское кресло. Но согласно последним опросам, у Обамы по-прежнему больше шансов на выигрыш в Огайо (он опережает Ромни на 4%).
В случае, если Ромни не удастся победить в Огайо, ему придется добирать недостающие голоса выборщиков с помощью других штатов. Например, республиканец должен будет победить в Вирджинии (13 голосов выборщиков) и Колорадо (10). Но в этих штатах он также отстает: по данным Ipsos, в Вирджинии Ромни уступает Обаме 2%, а в Колорадо – 1%. Зато у республиканца есть все шансы на победу во Флориде с ее 29 голосами выборщиков. Еще неделю назад местная пресса сообщила о том, что опросы подтверждают лидерство Ромни на 6%. За день до голосования, по данным Ipsos, республиканцу удается удержать преимущество, хотя и гораздо более скромное; исследования, опубликованные в понедельник, показали, что Ромни поддерживают 48% населения, а Обаму 47%. Накануне дня голосования республиканец решил подстраховаться и провел очередной агитационный митинг в штате, чтобы укрепить свои позиции. Без Флориды путь в Овальный кабинет для него будет закрыт вне зависимости от того, сколько штатов-перевертышей он сможет завоевать.