Глава Центризбиркома Владимир Чуров, на днях назначенный Госдумой присматривать за американской демократией, в очередной раз раскритиковал избирательную систему США. В среду он посвятил проблеме выборов президента Соединенных Штатов, назначенных на 6 ноября, статью в «Российской газете» под академичным названием «О соблюдении в США избирательных прав граждан». Днем ранее на сайте Центризбиркома был опубликован 164-страничный анализ российской и американской избирательных систем, в котором курсивом выделены недостатки второй системы перед первой.
Пристальное внимание к заокеанскому голосованию Чуров объясняет ролью «вершителя судеб», которую возложили на себя США. А всех своих оппонентов отсылает к рекомендациям наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ, наблюдавшим за выборами в США с 2002 года и заявившим о необходимости решить проблему с ограничением избирательного права целых категорий американцев.
Активная кампания в России по дистанционному наблюдению за выборами в США стартовала сразу после региональных выборов в России, на которых существенных нарушений ведомство Чурова не обнаружило. 22 октября в Госдуме заслушали доклад МИД «О ситуации с обеспечением прав человека в США», в котором среди прочего дипломаты ответили встречными обвинениями на претензии США, касавшихся многочисленных нарушений на выборах 14 октября в России. Американская избирательная система непрозрачна и существенно ограничивает право граждан на волеизъявление, говорилось в докладе МИДа. На том же заседании Чурова попросили провести сравнительный анализ избирательных систем. Впрочем, Владимир Чуров сравнивал выборы в США и России и по личной инициативе. В сентябре он в Российском православном университете «поражался наглости» США, пытающихся «учить нас демократическим ценностям», тогда как, «нет более плохо организованных выборов, чем американские».
Статья, опубликованная в РГ, вкратце передает содержание доклада и более ранние заявления председателя Центризбиркома. Чуров первым делом замечает, что всеобщая избираемость на государственные должности — через процедуру выборов проходят 18 тысяч госслужащих от шерифа до президента — приводит к сложности и непрозрачности процедуры выборов.
В результате президента США избирает не большинство, а меньшинство, пишет глава ЦИК.
В США президента и вице-президента избирает коллегия выборщиков, делегированная штатами. Число выборщиков от каждого штата равно числу представителей региона в сенате. «Таким образом, президентом станет не избранник американских граждан, а тот, кого определят 280 человек… — пишет Чуров. — В целом о праве американских граждан избирать своего президента можно говорить с большой натяжкой, а о праве среднестатистического американца стать им вообще говорить не приходится». Что глава ЦИКа имеет в виду, говоря о 280 выборщиках, представляется неявным: всего в коллегии выборщиков 538 делегатов, а для победы на выборах необходимо выиграть в штатах, в совокупности отправляющих в Вашингтон не менее 270 своих представителей.
Автор статьи также ссылается на доклад правозащитной организации Advancement Project, которая констатирует, что политика 23 из 50 штатов ставит под угрозу участие выходцев из Латинской Америки в ноябрьских выборах президента.
Чуров также отмечает, что за год до выборов в 17 штатах США, в совокупности выдвигающих 80% от списка выборщиков, были приняты законы ограничительного характера, которые, по мнению политологов, могут оказать влияние на результаты выборов 6 ноября.
Недостатком, по мнению автора, является и децентрализованная система выборов. С нарушениями осуществляется и регистрация американских избирателей. «На начало 2012 года каждый пятый взрослый американец не числился в списках избирателей, сведения о 24 млн избирателей не точные», — отмечает Чуров. По его мнению, еще один минус — это существование идентификационных кодов взамен паспортов, по которым голосуют граждане. «В 19 штатах на участках у избирателей вообще не спрашивают удостоверения личности, а просто сверяются со списками, еще в 16 регионах страны разрешается обойтись документом без фотографии».
Отсутствует в США и тайна голосования: «Так, данные о партийной принадлежности хранятся в электронном виде».
Недоволен остался глава ЦИК и электронной системой голосования. В американских аналогах российских КОИБов «не предусмотрена функция распечатки или какого-либо иного документального подтверждения участия гражданина в избирательном процессе». А программное обеспечение объявлено коммерческой тайной и не подлежит контролю, что в принципе позволяет операторам таких систем сбрасывать или переписывать голоса в пользу того или иного кандидата.
Мониторинг президентских и парламентских выборов в США в основном осуществляется наблюдателями от кандидатов и политических партий и фактически не осуществляется международными и общественными наблюдателями, отмечает Чуров: «Весьма красноречивым является то, в США никогда не было полноценных миссий ОБСЕ». Для большинства американских граждан участие представителей иностранных государств и НПО в наблюдении за голосованием на выборах в США до сих пор остается своего рода экзотикой, утверждало ведомство Чурова в своем докладе.
Подводя итог, Чуров отмечает, что «все 223 года истории организации и проведения демократических выборов в США (первые президентские выборы проводились на рубеже 1788—1789 годов) изобилуют примерами нарушения избирательных прав американских граждан».