Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Союз независимых похитителей

Украина согласилась с тем, что Развозжаева выкрали иностранные спецслужбы. Это обычная практика и в России, говорит правозащитник

Украина утверждает, что за похищением Леонида Развозжаева в Киеве стояли иностранные спецслужбы и поэтому проверка обстоятельств его исчезновения вряд ли закончится уголовным делом. На Украину распространилась практика незаконного похищения, которую давно используют другие страны СНГ, говорит правозащитник. Только из России с августа прошлого года были похищены семь человек.

Украинские власти дали новую интерпретацию истории с похищением из Киева в минувшую пятницу российского оппозиционера Леонида Развозжаева, обнаружившегося через два дня в московском Басманном суде. Они признали факт похищения Развозжаева, указав, что за этим стоят «иностранные спецслужбы».

«Понятно, что здесь не преступники похищали, не террористы, а это была проведена операция других силовиков на территории Украины», — объявил в четверг официальный представитель украинского МВД Владимир Полищук.

Порядок, в каком действовали эти иностранные спецслужбы, представитель силового ведомства не пояснил. «Вероятнее всего, действовали силовики или силовые структуры других стран. И об этом можно сделать вывод, если посмотреть видео, которое было на российском телевидении на следующий день, где он (Развозжаев) был в сопровождении сотрудников российского ФСБ», — цитирует Полищука «Интерфакс-Украина».

Из слов украинского чиновника следует, что по факту произошедшего уголовное дело возбуждено не будет.

«Доследственная проверка назначена с 19 по 29 октября, но я уже заранее вижу, что здесь просто не может быть возбуждено дело о похищении человека. Если бы его выкрали преступники, то это было бы на 100% криминальное дело, но в случае, когда это делают иностранные правоохранители, я не думаю, что спецслужбы должны делиться своими планами», — добавил Полищук.

Когда только начался скандал с Развозжаевым, в МВД Украины утверждали, что никаких заявлений о совершении преступления не получали. Только во вторник в Соломенском ОВД Киева «Газете.Ru» подтвердили, что заявление было подано от представителя HIAS, правозащитной организации, партнера Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Киеве.

Отнекивались и украинские пограничники. Как заявлял глава Государственной пограничной службы Украины Сергей Астахов, Развозжаев выехал с территории Украины «по своему официальному документу» и «никаких жалоб от него не было».

Другие ведомства, которые могли бы располагать информацией о приключившейся в Киеве истории, Служба безопасности Украины и МИД страны хранят непробиваемое молчание. Уклонился от комментариев и президент Украины Виктор Янукович. По информации «Газеты.Ru», в расписании встречи главы государства с его российским коллегой Владимиром Путиным в Ново-Огарево 22 октября было оставлено время для вопросов журналистов, однако впоследствии стороны ограничились лишь пресс-подходом.

Версия российских властей по-прежнему однозначна: подозреваемый в подготовке массовых беспорядков явился с повинной и сдал своих «подельников» — координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова и активиста Российского социалистического движения Константина Косякина.

На Украине разнятся мнения о том, насколько причастны могут быть местные спецслужбы к операцию по похищению Развозжаева.

Бывший начальник Главного управления военной разведки минобороны Украины и экс-замглавы СБУ генерал Александр Скрипальский в среду объявил произошедшее агрессией» со стороны России.

«Такие акции называются довольно емко — «агрессия», и они пресекаются всеми возможными средствами охраны и обороны той страны, на территории которой они происходят», — заявил в эфире 5-го канала отставной силовик, когда-то возглавлявший охрану Виктора Ющенко. Другой силовик ющенковского призыва, бывший замглавы СБУ Геннадий Москаль, переизбирающийся сейчас по спискам «Объединенной оппозиции», в интервью телеканалу «Дождь» заявил: «У нас не Украина, а проходной двор. Тут можешь выйти на улицу, и тебя парагвайская разведка украдет в неизвестном направлении».

Сам генерал Скрипальский не думает, что ФСБ могла провернуть такую операцию самостоятельно: «Я не верю почти на 100%, что это произошло без согласования с украинской стороной». Если бы ФСБ это сделала самостоятельно непосредственно накануне визита украинского президента в Россию, «МИД Украины объявил бы ноту, а визит не состоялся, потому что это выглядит достаточно деструктивно, я бы сказал, что это позор для нашего государства и унизительно».

Рассогласованность позиций киевского и московского руководства он объясняет поспешностью операции, теперь все украинские силовые службы пытаются отмежеваться от истории с похищением Развозжаева, чтобы не бросить тень на то или иное ведомство.

В таких условиях вынуждена была прокомментировать историю с Развозжаевым и правящая Партия регионов, которую 28 октября ждут парламентские выборы. Глава ее фракции в Верховной раде Александр Ефремов назвал произошедшее «нехорошей услугой» со стороны России. Он также высказал предположение, что «мы (т. е. Украина) к этому не имеем никакого отношения».

Мировой опыт свидетельствует, что союзные государства действительно могут согласовывать негласные операции на территории друг друга, в то время как страны, чьи спецслужбы не поддерживают тесных отношений, вполне могут позволить себе действовать самостоятельно. Профессор израильского Института национальной безопасности Заки Шалом сказал «Газете.Ru», что Моссад, например, проводит свои спецоперации, касающиеся борьбы с терроризмом, только с санкции высшей исполнительной власти страны, где должна проводиться операция.

«Руководство спецслужб может спланировать операцию, но санкцию на ее выполнение может дать только премьер или даже премьер и правительство, так как это всегда вопрос не только оперативной работы, но и политики. Конечно, всегда идут предварительные переговоры с другими странами», — говорит Шалом, отмечая, впрочем, что вся деятельность Моссад является засекреченной и говорить с полной уверенностью о причастности израильских спецслужб к той или иной операции практически никогда нельзя. Официальный Тель-Авив, как правило, не комментирует сообщения о зарубежных операциях своих спецслужб.

Так же было и с похищением из поезда Харьков — Киев в феврале 2011 года палестинского инженера Дирара Абу-Сиси, оказавшегося затем в израильской тюрьме.

Признавшийся в итоге в участии в ракетной программе ХАМАС, Абу-Сиси так и не смог рассказать об обстоятельствах своего исчезновения с Украины, поскольку на это был наложен судебный запрет. Его случай и исчезновение в конце декабря 2009 года беженца из Узбекистана Хамидулло Тургунова (по некоторым данным, он находится в узбекской тюрьме), как и дело Развозжаева, лишь последние случаи похищения иностранных граждан с территории Украины. «Их не одно и не два, но о тех становилось известно постфактум», — заявила «Газете.Ru» руководитель программы «Право на убежище» российского Института прав человека Елена Рябинина.

В обоих последних случаях, предшествовавших делу Развозжаева, официальные инстанции в Киеве также не могли объяснить обстоятельства произошедшего.

Случаи похищения политических оппонентов спецслужбами на территории других государств — распространенное явление в странах бывшего СССР. Только из России за последние годы были похищены полтора десятка человек, в первую очередь граждане Таджикистана и Узбекистана. Практика негласного разрешения на проведение спецопераций по похищению политических оппонентов на своей территории установилась среди стран «Шанхайской шестерки» (Шанхайской организации сотрудничества — Казахстан, Киригизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан) еще в начале 2000-х, но сейчас она начала распространяться и на те государства, которые не относятся к этому объединению, утверждает Рябинина.

«Эти похищения совершаются, если надо человека получить на территории соседнего государства, а шансы на получение его в рамках правовой процедуры невелики, как в деле Развозжаева», — сказала она «Газете.Ru».

Только начиная с августа прошлого года в России были зафиксированы семь подобных случаев похищения иностранных граждан.

23 августа 2011 года в Москве были похищены гражданин Таджикистана Сухроб Козиев и его знакомый Муроджон Абдулхаков, обладатель узбекского паспорта. Оба они были заявителями Европейского суда по правам человека, что гарантировало им невыдачу в страну проживания, и находились под защитой УВКБ ООН, то есть получили то, на что в Киеве рассчитывал Развозжаев. Это не помешало таджикским спецслужбам выкрасть их в центре Москвы и отправить в Худжанд через аэропорт Домодедово без прохождения каких-либо предполетных процедур, рассказывает Рябинина. Абдулхаков был взят, по всей видимости, случайно, как ненужный свидетель. По его делу 2 октября уже этого года Страсбургский суд вынес решение, признав вину России в нарушении стст. 3 (запрет на пытки) и 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Всего две недели спустя, 8 сентября, в Москве исчез гражданин Таджикистана Шамсиддин Джураев, дядя другого заявителя ЕСПЧ Савриддина Джураева, находившегося также под защитой УВКБ ООН. Через пять дней он был обнаружен в том же Худжанде. Судьбу родственника сам Савриддин повторил в ночь на 1 ноября, когда он был похищен в Москве. Две недели спустя стало известно, что он также содержится в СИЗО Худжанда.

А 21 декабря прошлого года из Санкт-Петербурге был похищен беженец из Узбекистана Рустам Зохидов, очередной заявитель Страсбургского суда, обвинявшийся на родине в участии в движении «Хизб ут-Тахрир» (организация запрещена в России), объявленном террористическим (этот статус организация имеет и в России). Сотрудничество спецслужб двух государств в этом случае зафиксировано: Зохидова забрали из квартиры «для проверки документов» сотрудники ФМС, после чего он был доставлен в Самарканд. На рейсе он зарегистрирован не был, объясняла потом транспортная прокуратура. «Генпрокуратура свалила затем вину на ФМС за незаконный вывоз человека, объявив, что пограничники не убедились в том, что этот человек защищен 39-м правилом Европейского суда по правам человека», — рассказывает Рябинина.

Очередной случай похищения с российской территории был отмечен в феврале 2012 года, когда после освобождения из подмосковного СИЗО пропал бывший директор Исфаринского химзавода Нозомхон Джураев, объявившийся в таджикистанской тюрьме в начале апреля. Как и в деле Развозжаева, в истории фигурирует явка с повинной.

«Несмотря на все заявления, сделанные уже в Таджикистане, о появлении с явкой с повинной, мы настаиваем на том, что эти заявления делаются под принуждением», — утверждает правозащитница. «В делах, касающихся похищений в Таджикистан и Узбекистан, все истории заканчивались тем, что человек якобы добровольно приехал и сделал явку с повинной, — рассказывает Рябинина. — Такие явки с повинной известны и Европейскому суду, и адвокатам, занимающимся подобными делами».

Наконец, менее недели назад, 20 октября, из Волгограда был похищен очередной заявитель Страсбурга, гражданин Таджикистана, бывший охранник одного из лидеров Объединенной таджикской оппозиции Хаджи Акбара Туроджонзады Абдулвоси Латипов, который фигурировал в списке из 25 имен, прилагавшемся к гневному январскому письму ЕСПЧ на адрес представителя РФ при суде Георгия Матюшкина. В нем председатель суда сэр Николас Братца писал, что «объяснения, представленные к настоящему времени властями (России), не проясняют, как заявителей могли против их воли перевезти через государственную границу России, несмотря на официальные заверения правительства в том, что решения об их экстрадиции не будут исполнены до рассмотрения их дел ЕСПЧ».

На ситуацию с незаконной выдачей беженцев их странам проживания из России трижды в этом году обращал внимание и Комитет министров Совета Европы.

Похищение Латипова было совершено и после того, как на ситуацию с заявителями Страсбурга отреагировал и российский Верховный суд. Пленум ВС вынес постановление, в котором, как отмечает Рябинина, «на разъяснительном уровне некоторые законодательные пробелы закрыл», но только в отношении заявителей ЕСПЧ. «Если же дела в Страсбурге нет, то игнорируются не только международные нормы, но и нормы, заложенные в российском же законодательстве об обращении за убежищем», — уверена она.

Новости и материалы
Захарова заявила о многочисленных фальсификациях, учиненных властями Молдавии на выборах
Сергей Лазарев объяснил эпатажный поступок в эфире популярного телешоу
«Кровь и хаос»: депутат раскритиковал новое «Преступление и наказание»
В Чехии полиция протестует против низких зарплат и бюрократии
В Минобрнауки назвали плюсы ЕГЭ
В МИД заявили, что в Молдавии назрел сильный раскол в обществе
Редактора издания Doxa объявили в розыск
Россия в ООН предупредила Южную Корею насчет Украины
Источник сообщил об обысках у подавшего в отставку губернатора Голубева
СКА неожиданно уступил аутсайдеру КХЛ
Ученые выяснили, сколько лесов в мире может вырасти без помощи человека
Немецкий концерн Rheinmetall скоро достроит на Украине второй военный завод
Грету Тунберг заметили на митинге в Тбилиси
В Британии призвали не ждать развала экономики России
Милош Бикович объяснил, почему держит в тайне личную жизнь
В Госдуме считают, что глава МОК осознает неправильность решений в отношении России
В Раде призвали мобилизовывать женщин
Постпредство России при ООН прокомментировало договор с КНДР
Все новости