Многочисленные скандалы внутри регионального отделения «Единой России» в Санкт-Петербурге начались еще на этапе подготовки к городской партийной конференции, на которой должен был быть избран новый глава отделения. Сторонники кандидатуры спикера законодательного собрания Вячеслава Макарова делали громкие заявления в прессе, обвиняя Смольный фактически в рейдерском захвате партии. По их утверждению, в начале сентября вице-губернатор Игорь Дивинский якобы собрал в здании городской администрации глав районных ячеек ЕР, с тем чтобы указать им, за кого голосовать на внутрипартийных выборах: а именно — за депутата законодательного собрания Константина Серова, который является креатурой нынешнего губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, сменившего на этом посту в прошлом году Валентину Матвиенко. Однако якобы в последний момент на тайную встречу прорвались член Совета федерации и тогда еще глава питерской ЕР Вадим Тюльпанов и сам Макаров, которые помешали Дивинскому осуществить задуманное.
Через некоторое время по питерской политтусовке поползли слухи о том, что некие силовики обзванивают руководителей районных ячеек и предлагают «по-хорошему» голосовать за Серова.
Но эффекта это не возымело. Более того, на минувших выходных за «использование административного ресурса» был уволен глава Адмиралтейского района Петербурга Николай Линченко. 10 октября в помещении городской администрации прошла конференция, на которой с поста главы районной ячейки ЕР сместили депутата заксобрания Виталия Мартыненко, поддерживавшего Серова, и выбрали вместо него депутата заксобрания Сергея Соловьева, выступающего за Макарова. Местные парламентарии даже успели провалить одну из законодательных инициатив Смольного, чего раньше себе не позволяли.
В стенах Мариинского дворца, где привыкли послушно «штамповать» спускаемые из горадминистрации документы, заговорили о мини-революции.
В кулуарах заксобрания некоторые депутаты со ссылкой на «проверенные источники» сообщали корреспонденту «Газеты.Ru», что конверт с решением о том, кто возглавит партию в Петербурге, придет аккурат за день до конференции: дескать, чтобы никто не успел подсуетиться и съездить за другим конвертом.
Ставки делались высокие, ведь победа Макарова означала бы, что Полтавченко так и не смог стать полноправным губернатором и реальная власть в Петербурге по-прежнему находится в руках экс-градоначальницы Валентины Матвиенко, которая сейчас возглавляет Совет федерации. «Что можно сказать о губернаторе, который даже своего человека в руководство своей же партии поставить не может?» — злорадствовали наблюдатели.
На конференцию, прошедшую накануне в КДЦ «Московский», съехался весь политический бомонд Петербурга. Звучала живая музыка, велись продолжительные светские беседы, но нервозность чувствовалась с самого начала. Делегаты с волнением ожидали открытия конференции, полагая, что «они там, похоже, не договорились».
— Хорошо было бы, если б выиграл Серов. Мне нравится Полтавченко, — с издевкой произнес кто-то из журналистов.
— Ну конечно, он же вас от лишней работы избавляет. Субботние объезды, в отличие от Валентины Ивановны, не устраивает, — огрызнулся единоросс Виталий Милонов.
Среди тех, кто уплетал пирожки с кофе в фойе, были замечены бывшие и действующие депутаты заксобрания, федеральные парламентарии, глава городской избирательной комиссии Алексей Пучнин, бывший зампред ГИК Дмитрий Краснянский, вице-губернаторы Игорь Дивинский и Василий Кичеджи.
После традиционного гимна делегаты молча расселись по местам. Корреспондент «Газеты.Ru», расположившийся в партере, поинтересовался у соседа, где же привычные для мероприятий ЕР аплодисменты. Партиец в беседу вступать не спешил. Когда же объявили выступление секретаря генсовета «Единой России» Сергея Неверова, зал отреагировал. «Вот вам и овации», — сухо бросил сосед.
Неверов поприветствовал соратников от имени лидера партии Дмитрия Медведева, с которым обсуждал накануне «сегодняшнюю конференцию». Он также признался, что предвыборная внутрипартийная кампания в Петербурге «шла скандально и остро». «Мы наблюдали за этим из прессы, — заметил он. – Уважительно и цивилизованными методами надо вести партийную дискуссию».
Теперь уже экс-лидер региональной «Единой России» Тюльпанов прощался с однопартийцами долго. По его словам, это не только конференция, но и момент истины. Единоросс не скупился на комплименты в адрес своих коллег, почти треть выступления посвятил Валентине Матвиенко.
«Валентина Ивановна пришла в Петербург, и в течение нескольких месяцев город разбитых фонарей, по которому гулял мусорный ветер, вдруг ушел в прошлое, — заявил он. – Люди бывают благодарны и не очень. Общественное мнение переменчиво. Но та работа, которую восемь лет назад начала Матвиенко, останется в памяти».
О нынешнем главе города Тюльпанов упомянул лишь вскользь – говоря о «тройке, которая вела медведей в заксобрание ».
Журналистам, которых интересовало, почему же сенатор демонстративно хвалит Матвиенко и игнорирует действующего губернатора Полтавченко, Тюльпанов позже пояснил: «Видно, что Георгий Сергеевич старается, однако он пользуется пока тем маховиком, который запустила Валентина Ивановна. Главное — раскручивать этот маховик и поддерживать его вращение. В противном случае могут возникнуть необратимые последствия для города».
Также член Совета федерации заметил, что деньги на строительство метро они найдут опять же с Валентиной Матвиенко. И напомним, что дефицит бюджета города на следующий год составит 25 млрд рублей. Судя по всему, не в восторге был Тюльпанов и от работы градоначальника в ходе прошлогодней избирательной кампании. По его словам, партии пришлось тяжело еще и потому, что «старой команде было уже все равно», а у новой не было опыта.
Правда, провалу ЕР на выборах в горпарламент сенатор все же нашел нетривиальное объяснение: «В половине девятого утра я пришел на участок и увидел очередь. Конечно, люди, стоя в очереди по часу из-за сбоя в системе, меняли свои взгляды. К тому же не хватало бюллетеней, и люди, поддерживавшие нас, просто не смогли проголосовать!»
Он также заявил, что после восьми лет работы снова баллотироваться на пост секретаря регионального отделения не будет, однако поспешил поддержать кандидатуру Вячеслава Макарова «не только потому, что он мой друг, но и человек более подготовленный к этой политической должности».
«Он человек исключительной порядочности, честности и надежности. Крепко стоит на ногах и не летает в облаках!», — отрекомендовал преемника Тюльпанов. Последовали продолжительные аплодисменты, переходящие в овации.
В кулуарах тем временем активно обсуждались выпады Тюльпанова, ведь что ни слово, как признавались сами партийцы, то укол в адрес нынешней власти в Смольном. «Говорят, Матвиенко накануне с самыми верхами общалась, чтобы Макарова поставить», — сплетничали женщины бальзаковского возраста в холле. «Да проблема вообще в том, что Полтавченко из ЕР никого, кроме своего старого знакомого Серова, не знает, поэтому-то и поставил на заведомо проигрышную лошадку», — делились раскладами мужчины в дорогих костюмах.
Сам Тюльпанов на камеры радовался «альтернативным выборам с драматургией» и охотно раздавал комментарии на тему «торжества демократии в Петербурге». Демократии в рядах ЕР учился, по его собственному признанию, и перебежчик из «Справедливой России», депутат заксобрания Вадим Ларионов, который лениво прогуливался по коридорам культурно-досугового центра.
Несмотря на демократию и вроде как выборность, кандидат Макаров рассказывал делегатам, чем он займется, когда возглавит ЕР. «Что я буду делать, когда вы меня изберете? Для меня самое главное – моральный климат. Член партии не должен бояться высказывать свое мнение, пусть даже и суровую критику, но не оскорбление», — наставлял без пяти минут вождь местных единороссов.
Призыв Макарова услышал его конкурент Серов, добавив в благостную картину черных красок. Раскрасневшийся, он буквально выскочил на сцену и срывающимся голосом объявил, что снимает свою кандидатуру.
«Не секрет, что существует группа бизнесменов и политиков, которые хорошо устроились при губернаторе Матвиенко, для которых новый губернатор Полтавченко как кость в горле, и которые мечтают о реванше», — начал он судорожно зачитывать собственное заявление.
Если верить Серову, то «группа обиженных использовала выборы секретаря регионального отделения партии для того, чтобы вбить клин между новым губернатором и партией «Единая Россия» — и этим подставить губернатора и заработать себе политические дивиденды».
Политик напомнил, как в самом начале кампании «группа заезжих политтехнологов» растиражировала слух о том, что «Смольный с помощью административного ресурса намерен навязать кандидатуру Серова». «Звучали даже страшилки про рейдерский захват партии», — ехидно добавил он, объяснив попутно, зачем Полтавченко «привязали к фальшивым скандалам».
«Если Серов побеждает, то поднимается вой о рейдерском захвате партии. Губернатора выставляют душителем партийной демократии, — предположил он. — В дальнейшем на него вешаются все проколы партии. Если Серов проигрывает, то это настоящий праздник – праздник для тех, кто с приходом нового губернатора потерял возможность воровать. Уж они-то найдут средства раструбить о том, что они победили аж самого губернатора».
Коль скоро именно к нему, заметил Серов, приклеили якобы задействованный ресурс губернатора, то он снимает свою кандидатуру.
В зале воцарилась тишина. Поскольку премьер Медведев завещал выборы на альтернативной основе, в спешном порядке среди присутствующих стали искать «спарринг-партнера».
Нашли довольно быстро – им согласился стать молодой единоросс Михаил Черепанов, которому не впервой выступать в роли «подставного» конкурента. В свое время он участвовал в тайных выборах в МО «Красненькая речка», с помощью которого Валентина Матвиенко попала в Совет федерации.
Несмотря на то что Серов в своем выступлении конкретных имен не назвал, направление пущенных им стрел верно уловил глава исполкома городской «Единой России» Дмитрий Юрьев. Именно он в свое время жаловался на душителей партийной демократии, сидящих в Смольном. «Подвиг Павлика Матросова — это когда вражескую амбразуру закрывают телом отца», — съязвил Юрьев под хохот и аплодисменты присутствующих. Со стороны, где сидел Серов со своими соратниками, послышались свист и крики. Тем не менее аппаратчик продолжил, подчеркнув, что «губернатор действительно никогда ни разу не выступал в поддержку Серова».
«Он закрыл свою бездарность и отсутствие поддержки репутацией губернатора! Это Серов и его помощники сделали так, что это стало единственным его конкурентным преимуществом, это то, что он предъявлял низовым организациям в качестве своего аргумента, — пустился в откровения политтехнолог. — Это он звонил мне и говорил, что мне позвонит Неверов и объяснит, что я должен делать дальше, не понимая, что Неверов объяснит, что я должен обеспечить демократическую борьбу в партии».
Руководитель исполкома напоследок процитировал Библию: «Горе вам, фарисеи и лицемеры, которые громко молятся на перекрестках дорог, а брата своего не любят».
В перепалку вступили и другие партийцы. Например, депутат заксобрания Сергей Никешин, хоть и признался, что ему комфортнее с Серовым, однако пообещал голосовать за Макарова, поскольку «заявление Серова, никогда не отличавшегося любовью к резким пассажам, крайне удивило». «Команда нового губернатора допустила ряд кадровых ошибок, были призваны варяги», — подливал масла в огонь делегат Василий Захарьящев.
Перед голосованием кандидатам предложили еще раз выступить. Макаров сделал это торжественно – признался, что «накомандовался в жизни, но иду в секретари ради вас». О Черепанове ведущий конференции едва не забыл.
Между тем Черепанов очень хотел сказать, что «наша страна будет великой державой», и поблагодарить с трибуны руководство партии за то, что они «задумываются о молодежи», ведь «молодежь – двигатель прогресса».
По результатам тайного голосования Макаров уверенно одолел конкурента. Его поддержали 173 делегата из 186 присутствовавших. Несколько бюллетеней были признаны испорченными.
После конференции новый главный петербургский единоросс еще долго общался с журналистами, которых интересовало, чувствует ли он, что сравнялся в политическом весе с губернатором. Политик находил подобные вопросы провокационными. В момент, когда он заверял, что отношения с исполнительной властью у ЕР не испортятся («нормальные рабочие, деловые отношения»), к выходу прошествовал вице-губернатор Игорь Дивинский. Лицо политика явно не выражало оптимизма и радости по случаю «модернизации и обновления «Единой России». Случившееся он никак комментировать не стал.