МИД России отказался продлевать срок визового моратория для экипажей самолетов, совершающих рейсы из стран Евросоюза в Россию. С 1 ноября этим авиакомпаниям придется оформлять для своих сотрудников российские визы.
«Всем государствам ЕС, которые не имеют двусторонних соглашений с Россией, освобождающих экипажи от визовых требований, мы направили уведомление, в котором указали на то, что необходимо либо заключить двустороннее соглашение на этот счет (например, путем обмена нотами), либо позаботиться о том, чтобы все члены экипажей имели соответствующие визы. Российские консульские учреждения получили указания такие визы выдавать», — заявил замглавы МИДа Александр Грушко.
Решение России стало ответом на отказ Евросоюза разрешить безвизовый въезд в страны ЕС обладателям российских служебных паспортов — чиновникам, в том числе сотрудникам администрации президента, аппарата обеих палат парламента и работникам госкорпораций.
«Мы выражаем сожаление в связи с тем, что нам пока не удается решить вопрос по распространению безвизового режима на обладателей служебных паспортов», — заявил Грушко.
Россия добивалась преференций для своих чиновников в ходе начавшихся в минувшем году переговоров о дальнейшем облегчении визового режима со странами ЕС. Изначально текст соглашения, составленный и предварительно одобренный обеими сторонами, не содержал в себе положения о безвизовом въезде для обладателей служебных паспортов, однако предусматривал безвизовый въезд для экипажей транспортных средств.
Исходной целью договора было упростить путешествия для миллионов граждан ЕС и Российской Федерации. Именно поэтому служебные паспорта отдельно в нем не упомянуты, заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь представительства ЕС в России Сорен Либориус. «Мы считаем, что договор о дальнейшем упрощении визового режима [предназначен] для обычных людей, для владельцев общегражданских паспортов», — заявил Либориус.
По его словам, введение визового режима для экипажей гражданских самолетов будет обременительно для сотрудничества России и ЕС. «Это шаг назад, если мы говорим о сближении, модернизации и способствовании развитию наших экономических отношений. Такое решение становится фактором для авиакомпаний, который они должны учитывать в своей работе», — сказал он.
Кроме того, Либориус отметил, что само понятие служебного паспорта может по-разному трактоваться в различных странах. «Существуют различные регламенты и режимы выдачи служебных паспортов. Некоторые выдают их, так сказать, либерально, и ими пользуются многие лица, другие выдают их для узких целей», — сказал Либориус.
Для Евросоюза приоритет на переговорах по упрощению визового режима с Россией — сделать это для всех категорий граждан, подытожил он.
Как сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к переговорному процессу, ЕС продолжит настаивать на принятии соглашения в том виде, в каком оно было предварительно одобрено в минувшем году. Источник уточнил, что в проекте документа помимо решения вопроса о визовом моратории для экипажей и отсутствия упоминания о служебных паспортах прописано облегчение режима выдачи виз для бизнесменов, студентов, журналистов, сотрудников НКО, участников программ обмена между странами и тех, кто ранее уже ездил в страны Шенгенской зоны (чиновников в этом списке нет. — «Газета.Ru»).
Собеседник «Газеты.Ru» считает, что, несмотря на патовое положение, возникшее на переговорах о дальнейшем облегчении визового режима, работа над соглашением об окончательной отмене виз между странами будет продолжена в плановом режиме.
«Когда мы говорим о технических условиях начала переговоров по отмене визового режима, здесь еще много работы. Но мы достаточно профессиональны, чтобы работать с этими вопросами активно, что мы сейчас и делаем. Этот процесс идет по плану. Я не стал бы говорить, что мы уже видим ослабление решительности в этой работе», — заявил источник.
Он также добавил, что следующий раунд переговоров по облегчению визового режима пока не запланирован. Детали соглашения, возможно, будут обсуждаться в ходе переговоров по отмене виз, которые пройдут на саммите Россия — ЕС в декабре.