Аркадий Мамонтов и телеканал «Россия-1» поставили точку в «материалах о кощунницах». Во всяком случае, на это Мамонтов «надеется», уточнял он в своем Twitter'е.
Первые «Провокаторы» вышли 24 апреля с разъяснением, что цель акции панк-группы Pussy Riot в храме Христа спасителя — дестабилизация общества. Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич еще сидели в СИЗО Печатники, обвиняемые в хулиганстве за выкрик «срань Господня» с амвона ХХС. Во второй части приговоренных к двум годам колонии участниц Pussy Riot (PR) следователь по делу Радченков изобличал в «бесовстве», а Мамонтов и гости его программы определили список заказчиков акции в ХХС: Борис Березовский, США, неомарксисты из Франкфуртской школы, «первый революционер» Сатана, оппозиционеры Алексей Навальный, Сергей Удальцов и Ксения Собчак.
В прологе третьей части аудитории пообещали рассказать, кто и как получил «гешефт» от акции Pussy Riot.
«Разные персонажи» с дивидендами
«Вот и закончился судебный процесс над кощунницами, устроившими богомерзкие пляски, — говорил голос Мамонтова за кадром «фильма-расследования». — Одну из них освободили, две другие поедут в колонию». Ведущий старательно избегал имен участниц панк-группы. 10 октября Мосгорсуд освободил Екатерину Самуцевич, не успевшую поучаствовать в панк-молебне на амвоне, Надежде Толоконниковой и Марии Алехиной 2-летний приговор оставил без изменений.
«Разные персонажи» — муж Толоконниковой Петр Верзилов, адвокаты девушек Виолета Волкова, Николай Полозов и Марк Фейгин – были заинтересованы в акции в ХХС и последовавшем процессе, сделал вывод автор фильма.
Петр Верзилов – главный выгодоприобретатель по версии «России-1» — оказался виновен в блестящем знании английского языка, наличии канадского гражданства и внимании телекамер. «В действительности этот п...р ради саморекламы засадил баб в тюрьму», — цитировалось в фильме письмо петербургской арт-группы «Война», давно рассорившейся со своим бывшим соратником Верзиловым. Основной спикер программы продюсер Иосиф Пригожин был многословен, качал головой и «чувствовал печенью»: «У проекта есть продюсер – это Петр Верзилов, главный провокатор. Гражданин Канады, блестяще владеет английским языком…Чувствую печенью он этакий режиссер-революционер».
«Одни сидят, другие получают премии», — обвинял фильм всех «персонажей». Мамонтов сконцентрировался на недавней поездке Верзилова и трех адвокатов Pussy Riot в Вашингтон, отметив, что ездили они вместе с дочерью Толоконниковой и Верзилова Герой. «Для своего пиара вместе с американскими кураторами используют ребенка», — негодовал Мамонтов, а на экране появилась заснувшая на плече отца дочь. Беззащитную Геру назвали «символом оппозиции» опять же по замыслу иностранных пиарщиков, считает он.
Напомнили о письме Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, в котором девушки заявили, что Верзилов не имел права выступать от имени Pussy Riot.
«Сама мысль о том, что все лавры, все сливки достанутся ему (Верзилову – «Газета.Ru») пока сами кощунницы сидят в тюрьме, стала для Толоконниковой невыносимой», — сталкивает супругов Мамонтов.
Адвокатам тоже досталось «толика славы», безапелляционно говорил Мамонтов и многозначительно добавил, «вот Фейгин под американским флагом».
Расследование Мамонтова ограничилось изучением переписки либеральной общественности в Twitter, которая с сентября задавалась вопросом: не слишком ли сильно защитники Pussy Riot политизируют процесс в ущерб собственно юридической составляющей дела. Кадры фильма демонстрировали выдернутую из контекста речь Фейгина на сентябрьском митинге на проспекте Сахарова, где адвокат бросил неосторожную фразу «судом должна стать улица».
О непрофессионализме защитников девушек в эфире много говорили адвокаты потерпевших, кого оскорбили «пляски» в ХХС. «О юридической составляющей все забыли», — комментировал представитель защиты потерпевших Лев Лялякин. Его коллега Алексей Таратухин подтвердил: «Процесс пошел на эскалацию конфликта, чем больше нагнеталось в СМИ, тем жестче становилась позиция наших подзащитных». Еще один адвокат потерпевших Лариса Павлова отметила, что позиция защиты Самуцевич лежала на поверхности, имея ввиду упор на неучастии «в бесовских дрыганьях» Самуцевич.
Мамонтов подытожил: «это (Верзилов) новый оппозиционно-либеральный лидер».
Снова грузины и Удальцов
Мамонтов донес до своих зрителей знание о знакомстве участниц Pussy Riot с лидером «Левого фронта» Сергеем Удальцовым и экоактивисткой Евгенией Чириковой. «Вот Николай Ляскин, друг Верзилова и помощник оппозиционерки Чириковой, звонит некоему Константину Лебедеву – одному из тех, кто вел переговоры с грузинским провокатором Гиви Таргамадзе, обещавшим оплатить революцию в России и устроить диверсии», - сделал грозное вступление журналист.
Упоминание до недавнего времени главы комитета парламента Грузии по обороне и безопасности Таргамадзе в связке с Удальцовым, очевидно, нельзя было избежать после появления в эфире конкурентов Мамонтова с НТВ очередного фильма «Анатомия протеста». Следственный комитет сразу же на следующий день после показа фильма возбудил уголовные дела по обвинению в подготовке массовых беспорядков и против Удальцова, и против Лебедева, а также против другого их соратника Леонида Развозжаева.
Мамонтов, правда, не напомнил зрителям, что имя Таргамадзе истрепалось в «шпионских скандалах», так и не получивших подтверждения. В 2010 году украинские телеканалы обвиняли Таргамадзе в консультациях лидеров «оранжевых» сил. Он обвинялся в причастности к организации десанта на Украину на помощь Тимошенко в качестве «наблюдателей» на президентских выборах бойцов спецназа МВД Грузии и «зондеров»-спортсменов. Его же молдавские СМИ в 2010 году во время парламентских выборов обвиняли в разработке политтехнологий для местной Либеральной партии (ЛПМ). А за четыре года до этого Михаил Леонтьев в передаче «Однако» продемонстрировал, по его словам, полученные от источника в грузинских спецслужбах записи телефонных разговоров Гиви Таргамадзе с собеседниками, находящимися в Вильнюсе и США. Голос, который Леонтьев приписал грузинскому депутату, обещал собеседнику организовать убийство белорусского оппозиционера Александра Милинкевича, чтобы подставить президента Александра Лукашенко.
В «Провокотрах. Часть третья» очередная запись телефонных переговоров тоже была, но правда, вопреки анонсу Мамонтова, имя Таргамадзе в записи так и не прозвучало. Зато в эфир был пущен перехват переговоров, как было объявлено, между Ляскиным и Косякиным, касавшийся Pussy Riot.
«У нас в понедельничек Петя вместе с Герой летят в Конгресс, в Вашингтон. Раз уж мы начали эту тему продвигать, то надо уж до конца. И он будет встречаться с тетей, самая известная женщина планеты. Я, б..дь, так и не понял, кто она, какая-то известная тетка из Судана (Британская учительница, бывшая узница суданской тюрьмы, правозащитница Джиллиан Гиббонс. – «Газета.Ru»). Там будет тьма народу, его будут сенаторам представлять. Это такая картина, которая в принципе красивая», — говорит якобы Ляскин якобы Лебедеву.
Мамонтов продолжил мысль: «истерия, поднятая в либеральных СМИ», привела «к спиливанию крестов, поджогам, оскорблению церкви — все это было», «однако потом люди стали приходить в себя». В качестве доказательства выступили двое юношей, раскаявшихся в поджоге храма в Балтийске. С выстраданными лицами, пряча усмешки, молодые люди рассказали: «Начинаешь верить, когда говорят: религия — это зарабатывание денег. Дурость доходит до определенной точки. Я рад, что нас остановили».
Бэнкси — «новый инструмент влияния»
В обсуждении фильма «Провокаторы» на этот раз приняли участие редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, политолог Виктор Третьяков, глава комитета Госдумы по обороне Ирина Яровая, социолог Ольга Крыштановская, Иосиф Пригожин, а также журналисты, писатели. Из них в защиту Pussy Riot не выступил никто.
Александр Проханов, давний борец с западным либерализмом, и на этот раз не изменил себе: «Была запущена либеральная мегамашина, колеса которой и рычаги, с одной стороны, находятся в России, с другой стороны, за пределами родины… Достигнуты либералами огромные результаты по демонизации Путина, патриарха, России в целом. Операция спланирована стратегами либерализма, и она, конечно, окупилась».
Мамонтов задавал вопросы и одновременно формулировал ответы. «Не возникла ли у вас идея, что это некий заговор против Путина?» Член «Единой России» Яровая ожидаемо ответила: «Это заговор против России…Преступление носило организованный характер, оно еще не закончено». Тут не выдержал Пригожин: «Петр Верзилов — завербованный диверсант…Это хорошо организованное ОПГ».
Услышав об ОПГ, воспрянула Крыштановская. Она привела данные исследования своей лабораторией контент-анализа микроблоков Twitter. «Оказалось, что в Twitter существуют организованные ОТГ (организованные Twitter группы). ОТГ, поддерживающая Pussy Riot, состоит из 500 аккаунтов», — тут социологу пришлось отвлечься, чтобы разъяснить гостям студии, что из себя представляют аккаунты и Twitter.
Среди 500 аккаунтов, которые энергично поддерживали Pussy Riot, более 60% оказались ботами, подсчитала Крыштановская.
«Кто-то совершенно сознательно организовал это процесс, были деньги, которые платились за это. В группе (примерно 200 аккаунтов), которая была против Pussy Riot, ботов почти не было», — торжествующе заключила Крыштановская. Зал аплодировал.
«Работают новые инструменты влияния через псевдоискусство», — вставила Яровая. На этот раз обрадовался Мамонтов, предложив посмотреть сюжет-расследование из Лондона. Вопреки обыкновению речь шла не о Борисе Березовский, а об анонимном художнике Бэнкси.
«90 тысяч фунтов стерлингов на развязывание провокаций в России еще в 2010 году направил известный художник-граффити Бэнкси арт-группе «Война», — говорил голос за кадром, а на экране показывали Бэнкси в капюшоне с закрытым лицом.
Британец Бэнкси, чье настоящее имя неизвестно, один из самых известных и дорогих художников-граффитистов на данный момент. Одна из его самых известных работ «Целующиеся полисмены». В прошлом году на eBay появился лот с клочком бумаги с настоящим именем художника, его стоимость достигла $999 млн, но клочок бумаги сняли с торгов. Корреспонденты «России-1» тоже поехали в Лондон с клочком бумаги, на котором якобы был написан адрес Бэнкси, и конечно, не нашли художника.
«Вот это называется искусство войны, новой совершенно войны, такая она, знаете виртуальная, которая влияет на мозг человека», — подытожил Мамонтов.