Губернаторский «муниципальный фильтр» заставил оппозицию поплатиться за невнимание к муниципальным собраниям, а появление 40 новых партий не меняет расстановку сил.
Правила новые, выборы прежние
На 14 октября ЦИК назначил 4686 выборов самого разного уровня в 77 субъектах федерации. В пяти регионах (Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях) впервые за восемь лет путем прямого голосования граждан будут определены губернаторы. В шести (Северной Осетии, Удмуртии, Краснодарском крае, Пензенской, Саратовской и Сахалинской областях) сформируют законодательные собрания. Депутаты городских дум будут избраны в Черкесске, Барнауле, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Курске, Ярославле, Твери, всего же представительные органы сформируют в 2129 муниципальных образованиях. В столице Калининградской области выберут главу города. Мэров также избирают в 1817 муниципальных образованиях, не являющихся административными центрами регионов, самым крупным из которых (300 тыс. избирателей) является Нижний Тагил.
Характерными чертами нынешней предвыборной кампании в регионах стали, с одной стороны, возникающие у многих кандидатов в губернаторы сложности в регистрации, с другой — небывалый рост числа партий, участвующих в выборах всех уровней.
Это один из главных выводов, следующих из практики применения тех законов, которые были приняты в качестве уступок оппозиции после массовых уличных протестов. Нововведения (возвращение прямых губернаторских выборов с муниципальным фильтром и облегчение порядка регистрации для партий), по сути, не сделали нынешнюю осеннюю кампанию более демократичной.
Закон о выборах губернаторов оправдал мрачные ожидания экспертов. Фильтр, обязывающий кандидатов в губернаторы собирать от 5% до 10% подписей депутатов муниципальных собраний, осадил многих кандидатов еще на этапе регистрации. Как результат применения барьера, который в таком виде не используется больше нигде в мире, — низкий уровень состязательности между участниками губернаторских выборов, а в ряде случаев ее полное отсутствие.
Упрощенная регистрация партий в Минюсте и отмена сбора подписей для выдвижения партийных списков на выборах в представительные органы дала возможность принять участие в осенней кампании 24 новым политическим силам. Тогда как предыдущий рекорд был отмечен в 2006 году, когда свои списки в региональные парламенты выдвинули 8 партий (сейчас только в Северной Осетии за депутатство борются 17 партий). Впрочем, многие из недавно зарегистрированных партий объявляют, что не рассчитывают на победу. Некоторые заподозрены в торговле местами в своих списках, а другие считаются дополнительными колоннами «Единой России».
Во многих регионах большое число кандидатов регистрировалось исключительно ради процесса, а не для борьбы за победу. Ассоциация «Голос» в своем втором докладе, посвященном выборам 14 октября, отмечает: «часть региональных и местных избирательных кампаний преподносится в качестве «политической витрины».
Технические кандидаты начали выбывать из предвыборной гонки за неделю до выборов. Единоросс Андрей Истомин уступил свой электорат на выборах мэра Ангарска однопартийцу Владимиру Жукову, у которого шансы на победу были низкими. В Химках, где основное противостояние развернулось между экоактивистом Евгенией Чириковой и и. о. мэра Олегом Шаховым, выбыли кандидаты «Справедливой России» и «Городов России», поддержав главу городу. «Активно применяются спойлерские технологии — как по партийным спискам, так и по мажоритарной системе, когда, отвлекая внимание избирателя от негативного образа партии власти, используют в ходе кампании политические симулякры, от имени которых идет агитация (к примеру, «За Веру, Кубань и Отечество» в Краснодарском крае)», — констатирует «Голос».
2012-й станет последним годом, когда россияне смогут дважды своим волеизъявлением формировать органы госвласти. В ноябре вступит в силу закон о едином дне голосования, все последующие выборы будут проводиться раз в году — в сентябре.
Губернаторов выбирают из остатков
В трех из пяти регионов, избирающих губернаторов, — Амурской, Белгородской и Новгородской областях — «муниципальный фильтр» фактически превратил выборы в референдумы в поддержку действующих глав регионов с участием спарринг-партнеров от разных партий.
У белгородского губернатора Евгения Савченко предвыборная борьба носила чисто декоративный характер: кандидаты от ЛДПР, «Патриотов России» и «Правого дела» еще в августе заявили, что не рассчитывают на победу. Коммунисты и «эсеры» не стали даже пробовать баллотироваться.
Новгородскому губернатору Сергею Митину досталось всего двое оппонентов — от «Патриотов России» и ЛДПР. Четверо выдвиженцев — от КПРФ, «Справедливой России», «Молодой России» и «Правого дела» — не смогли просочиться через «муниципальный фильтр». Коммунисты, потерпев неудачу, даже пожаловались на барьер, написав открытое письмо Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину.
В Амурской области еще на этапе регистрации не нашлось сильных оппонентов действующему главе Олегу Кожемяко. В бюллетенях ему составят компанию технические кандидаты «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР. На Амуре прошла самая незаметная губернаторская предвыборная кампания.
На этом фоне кампании в Брянской и Рязанской областях казались конкурентными, но и там все свелось к «достижению договоренностей» без учета общественного мнения.
В Рязанской области ушедший было с поста губернатора Олег Ковалев благодаря дипломатическим способностям фактически вернул себе пост. В июле он оказался единственным непопулярным губернатором, кому федеральный центр позволил уйти в отставку для проведения досрочных выборов (в регионе прошли массовые митинги с требованием досрочных выборов), говорится в 11-м рейтинге политической выживаемости губернаторов «Минченко Консалтинг». Конкурс на вакантное место был высок: «муниципальный фильтр» преодолели шестеро оппонентов Ковалева. В последний момент была выставлена реальная альтернатива Ковалеву — кандидат от «Патриотов России», член «Общероссийского народного фронта» Игорь Морозов. В какой-то момент показалось, что Кремль был готов пожертвовать непопулярным губернатором. Однако 13 сентября «патриоты» вступили в коалицию с ЕР (обе партии состоят в «Общероссийском народном фронте»). Морозову оставалось либо отказаться снимать свою кандидатуру, но тогда партия отозвала бы его принудительно, либо сойти с дистанции добровольно.
Морозов публично поддержал единоросса Ковалева, который взамен пообещал ему выдвижение в Совфед. Выдвиженцы недавно созданных «Новой России» и Партии пенсионеров России выбыли добровольно. В итоге Ковалев выступит 14 октября вместе со спарринг-кандидатами от ЛДПР, КПРФ и «Правого дела».
В Брянской области выборы вообще оказались под вопросом. До вечера 11 октября выбирать было не из кого. «Муниципальный фильтр» подкосил сначала справоросса Вячеслава Рудникова. Затем по иску кандидата КПРФ Вадима Потомского суд признал недействительными 185 из 250 подписей муниципалов в поддержку губернатора Николая Денина и снял его с выборов. (Облизбирком исполнять это решение отказался и вместе с местной прокуратурой обжаловал его в Верховном суде.) 8 октября либерал-демократ Михаил Марченко и яблочник Андрей Пономарев снялись добровольно. Причем Пономарев принял решение вместе с региональным отделением «Яблока», не поставив в известность лидеров партии.
В ответ председатель партии Сергей Митрохин пригрозил исключить из «Яблока» Пономарева вместе со всем брянским отделением.
За несколько дней до голосования оставался только один кандидат КПРФ Вадим Потомский. Но 11 октября судебная коллегия по административным делам Верховного суда удовлетворила кассацию Денина, допустив его к выборам.
Плюрализм без конкуренции
Выборы в региональные парламенты в пяти регионах проводятся по смешанной системе: половина депутатов избирается по спискам, другая — по мажоритарной системе. Только в Саратовской области, где нечетное число депутатов, по пропорциональной системе избирают на одного депутата больше.
Упрощенный порядок регистрации партий (по последним данным, Минюст зарегистрировал 40 партий, но только 24 из них успели выдвинуться) обеспечил высокое представительство партийных списков.
Но конкуренции в большинстве регионов не получилось. Спешно наштампованные партии размазали тонким слоем и без того небольшой процент оппозиционных голосов.
В Северной Осетии, где по спискам выдвинулись 17 партий, избирается партия «Социальных сетей», чье представительство в самой сети ограничивается скромной группой «ВКонтакте». Администратор страницы в сентябре сообщил «Газете.Ru», что партия не успела обзавестись лидером. Многие кандидаты из списков и не собирались становиться депутатами в Северной Осетии, возможно, собираясь передать свои мандаты. К примеру, первым номером партии «Альянс зеленых — Народная пария» идет ее лидер Глеб Фетисов, проживающий в Москве. То же самое у Народной партии России: лидер ее списка проживает в Мордовии. У богдановской (созданной при поддержке центра Андрея Богданова) Коммунистической партии социальной справедливости список возглавляет генсек ее ЦК Юрий Морозов, проживающий в Саратовской области. КПСС вполне может оттянуть голоса у наскучившей КПРФ.
Многие новые партии выступают в качестве дополнительных колонн ЕР. В Пензенской области эту роль играет Партия пенсионеров России, во главе списка которой идет председатель регионального Пенсионного фонда. «Голос» отмечает активную борьбу «Яблока» в Краснодарском крае и РПР-ПАРНАС в Саратовской области.
Рассчитывать на успех своих списков оппозиции не приходиться еще и потому, что на нынешних выборах в парламенты подобрались регионы, традиционно поддерживающие власть: Северная Осетия, Краснодарский край, Саратовская и Пензенская области. К тому же партия власти, как и в прежние годы, дополнительно укрепит свои позиции кандидатами по одномандатным округам.
Процедура выдвижения по мажоритарным округам не претерпела изменений. Здесь по-прежнему успешно действует судебная система. По данным «Голоса», разница между числом выдвинутых и допущенных до выборов кандидатов — 74%.
Мэров выбирали суды
Особенно больно система ударила по выдвиженцам в мэры. Подмосковные города — Воскресенск, Пушкино, Химки — потонули в исках.
В Воскресенске суды отменили регистрации 5 из 14 зарегистрированных кандидатов. Все были сняты по искам кандидата Дмитрия Аверьянова, руководителя местной ячейки ЕР. 17 сентября городской суд убрал с дистанции сразу двух самовыдвиженцев — депутата горсовета Виталия Лащенова и временно безработного Сергея Алексеева. Их подписные листы, по мнению суда, были неправильно оформлены. На том же основании суд отменил регистрацию завкафедрой Гуманитарного института им. Столыпина Алексея Неугодова.
4 октября суд ознакомился с агитпродукцией предпринимателя Станислава Нарышкина с изображением памятника воинам-интернационалистам, и усмотрел в этом кражу интеллектуальной собственности.
В тот же день был избит кандидат от «Справедливой России» Геннадий Егоров. 5 октября суд снял его кандидатуру в связи с наличием погашенной еще в 1990-е годы судимости. В деле отстранения от выборов Егорова, почти победившего в выборах мэра в 2009 году, помогли недавние поправки в закон об основных гарантиях избирательных прав. Ст. 4 от 12 июня этого года теперь гласит:
«не имеют права быть избранными граждане РФ, осужденные когда-либо к лишению свободы». Прежняя версия давала право быть избранным, если судимость снята и погашена.
К слову, интересы кандидата от власти Аверьянова в судах представляла Юлия Куликова — член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата «Единой России» Александра Квардакова. «Куликова занимала ранее пост председателя избиркома Псковской области, но была отстранена из-за следствия в отношении ее по факту хищения 56 млн рублей», — отмечает «Голос».
В Пушкино 8 октября из списков кандидатов вычеркнули действующего главу города, единоросса и фаворита кампании Виктора Лисина. ГУ МВД России по Московской области провела почерковедческую экспертизу подписных листов Лисина и признала часть подписей сфальсифицированными. По иску самой же ЕР, основываясь на экспертизе, проведенной МВД, суд снял кандидатуру Лисина. Таким образом был отстранен основной оппонент выдвиженца ЕР Маргариты Смайловской.
Единоросс Лисин призвал жителей Пушкино не голосовать за ЕР, а поддержать самовыдвиженца Сергея Гулина.
В Химках за несколько дней до выборов представители «Городов России» и «Новой России» отказались баллотироваться, снявшись в пользу кандидата власти и. о. мэра Химок Олега Шахова. «Эсер» Романович объяснил свое снятие «важной партийной работой». В Химках наиболее наглядно проявилась стратегия оттягивания голосов у основного кандидата оппозиции экоактивиста Евгении Чириковой, отчего предвыборная кампания напоминала карнавал. В выборах участвуют 13 кандидатов, в том числе Сергей Троицкий — Паук, обещающий жителям «например, жирную и богатую жизнь». Олег Митволь выступил кандидатом от партии «Альянс зеленых — Народная партия», лишив Чирикову монополии на экологическую тему. В результате внимание избирателей в Химках искусственно распыляется.
«Оппозиционные кандидаты, как показывают цифры опросов, соперничают только между собой и никак не оспаривают голоса у кандидата от «Единой России» Олега Шахова», — пояснил «Газете.Ru» Валерий Федотов, глава ВЦИОМ, проводившего еженедельные социологические опросы в Химках.
Курьезными могли бы показаться мотивировки судов и ЦИК, снявших кандидатов в мэры Калининграда, Дегтярска, Ерзовского городского поселения, если бы они не были столь печальны. 17 сентября суд в Калининграде отказался восстановить самовыдвиженца Игоря Плешкова. Избирком снял его из-за того, что в подписных листах в графе «место жительства» не была указана область, а только город. Главу Дегтярска единоросса Валерия Трофимова ЦИК отказался регистрировать за опоздание с подачей документов на четыре минуты. Трофимов решил баллотироваться самостоятельно, так как праймериз ЕР в городе прошли неудачно и партия власти отказалась от выдвижения в городе своего кандидата. По разным причинам в Дегтярске отказали в регистрации еще семи кандидатам.
В Ерзовском городском поселении суд Волгоградской области счел подкупом «невыполнимые предвыборные обещания» самовыдвиженца Александра Курнакова. Иск подал его оппонент из ЕР, и Курнаков выбыл из участия в выборах.
Когда ЦИК и суды успешно низводят предвыборную борьбу к правовому противостоянию, работа с населением отпадает за ненадобностью. «В целом особенностью настоящей агитационной кампании осени 2012 года стала минимальная агитационная активность», — говорится в докладе «Голоса».