Российское Министерство иностранных дел во вторник объявило, что 31 декабря 2012 года Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) должен полностью завершить все остающиеся у него в России проекты.
«Деятельность ЮНИСЕФ была завершена еще в декабре 2011 года, о чем мы проинформировали Фонд еще в 2009 году. Ничего особенного здесь нет», — пояснили РИА «Новости» в пресс-департаменте МИДа.
«Главная причина, почему Россия пошла на это, потому что мы перестали быть реципиентом иностранной помощи и стали донором. И это не означает прекращения взаимодействия нашей страны с фондом. Мы продолжим финансировать совместные проекты в разных странах мира», — заявили на Смоленской площади. В 2009—2012 годах, по данным МИДа, Москва уже выделила ЮНИСЕФ около $6,5 млн на проекты по защите детей «в Киргизии, Ливии, Пакистане,Таджикистане и странах Африканского Рога».
Тот же аргумент был выдвинут, когда в середине сентября МИД объявил о прекращении деятельности в России Агентства США по международному развитию (USAID). Тогда на Смоленской площади объявили, что «Россия теперь входит в число «новых доноров и отказывается от статуса получателя помощи развитию во всех международных организациях». Заодно USAID обвинили в том, что его деятельность выходит за рамки «двустороннего гуманитарного сотрудничества», косвенно сославшись на поддержку американцами российских правозащитных организаций, в том числе осуществляющей мониторинг выборов ассоциации «Голос».
В отличие от USAID завершение деятельности ЮНИСЕФ не было неожиданным. Теперь он будет стараться найти новые формы сотрудничества с российскими властями.
Об этом российское отделение фонда объявило в специальном обращении. Формат присутствия фонда в России, говорят в ЮНИСЕФ, за 21 год работы уже неоднократно менялся. Первоначально открытый офис по связям был в 1997 году преобразован в полноценное представительство, работавшее над программами сотрудничества с правительством России, а с января этого года в Москве работает офис по вопросам партнерства с РФ, которым руководит Региональное отделение ЮНИСЕФ для стран Центральной и Восточной Европы и СНГ в Женеве.
«Целью последних преобразований является поддержка возрастающей роли России в вопросах международного развития», — говорят в ЮНИСЕФ.
При этом в самом фонде объясняют, что все программы ЮНИСЕФ в том виде, в котором их проводило представительство, были завершены вместе с работой самого представительства в конце 2011 года.
С тех пор, пояснил РИА «Новости» представитель ЮНИСЕФ Джон Бадд, велись переговоры о будущем взаимодействии. «Мы в курсе заявления российского МИДа, но продолжаем обсуждать с Россией возможности развития новых вариантов партнерства после прекращения наших программ в стране и закрытия регионального офиса в 2011 году», — заявил он. В московском представительстве фонда «Газете.Ru» подтвердили эту информацию.
Действительно, решение о закрытии представительств оперативных программ и фондов ЮНИСЕФ было принято еще президентом Дмитрием Медведевым 4 сентября 2009 года. Согласно его распоряжению, было закрыто и представительство в Москве, и отделение фонда во Владикавказе. На протяжении 2012—2013 годов планировалось, что закрытое представительство будет помогать российским властям в создании Российского национального комитета ЮНИСЕФ. «Об этом пока еще рано говорить», — заявили «Газете.Ru» представители фонда.
В последнюю пятилетку своей работы в России ЮНИСЕФ выделил $45,8 млн на программы по борьбе со СПИДом среди молодежи, развитию детей в раннем возрасте, защите прав детей и выработке госполитики в их отношении. Отдельно фонд занимался правами детей на Северном Кавказе, в первую очередь детей, бежавших от конфликтов.
В России также существовали программы поощрения грудного вскармливания, по борьбе с заболеваниями, вызванными дефицитом йода, профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку.
Первоначальные планы по закрытию программ ЮНИСЕФ, однако, были нарушены. По просьбе директора регионального бюро фонда по Центральной и Восточной Европе и СНГ Стивена Аллена МИД разрешил продлить его деятельность еще на год — для освоения собранных благотворительных взносов (около $1 млн) и решение прочих хозяйственных задач.
До последнего дня фонд продолжать поддерживать пять программ: инклюзивный детский сад в Нижнем Новгороде, детский дом для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде, центр реабилитации безнадзорных детей в Санкт-Петербурге, дом для детей из кризисных семей в той же Северной столице, а также петербургский Институт раннего вмешательства, занимающийся поддержкой детей с нарушениями в развитии.