В Госдуме в четверг прошло первое заседание совета непарламентских партий, создание которого в начале осенней сессии анонсировал спикер Сергей Нарышкин. На встречу с председателем нижней палаты в Гербовом зале Думы пришли представители 26 политических партий, получивших регистрацию Минюста. В числе прочих на заседании присутствовали представители «Яблока», «Правого дела» и «Патриотов России», участвовавших в прошлых думских выборах, но не сумевших преодолеть 7-процентный барьер.
Приглашение Нарышкина проигнорировали в партии РПР-ПАРНАС. Накануне ее сопредседатель Михаил Касьянов объяснил, что он готов говорить со спикером Госдумы лишь о досрочных парламентских и президентских выборах.
Обсуждение других вопросов Касьянов назвал «нецелесообразным и вредным».
В начале заседания Нарышкин объяснил, что создание совета непарламентских партий при Госдуме – естественное следствие политреформы, инициированной Дмитрием Медведевым в декабре. Тогда, в разгар массовых протестных выступлений, готовившийся расстаться с президентским креслом Медведев объявил, помимо прочего, о резкой либерализации партийного законодательства и возвращении губернаторских выборов.
Приветствуя «межпартийный диалог», Нарышкин добавил, что работа нового совета будет открытой и «вряд ли потребуется проводить закрытые заседания». Первая встреча между тем проходила в смешанном формате: журналистам разрешили присутствовать на заседании лишь первый час, после чего попросили покинуть зал.
Нарышкин предложил собравшимся обсудить, нужен ли вообще новый совет при Думе и каким он должен быть. Большинство выступавших партийцев ожидаемо были «за». Председатель партии «Альянс зеленых – Народная партия» Олег Митволь сказал, что считает создание совета «очень хорошей идеей». За счет нового органа Дума могла бы скорректировать свою законотворческую деятельность, например, в области экологии, которой нижняя палата вообще перестала заниматься в последние годы, рассчитывает выдвинувшийся на пост мэра Химок политик.
«(Совет) как место представительства и как законодательный интерфейс. Мы вносим закон, Нарышкин в рамках этого совета накладывает резолюцию, и это становится уже думской инициативой», — объяснил Митволь «Газете.Ru» механизм попадания «непарламентских» законопроектов в Думу.
Митволь на заседании сразу предложил ввести ценз для партий, которые будут принимать участие в работе совета. Отбирать организации необходимо, поскольку иначе для заседаний потребуется «актовый зал»: сейчас в Минюст поступило уже более 200 заявок на регистрацию новых партий. По мнению Митволя, правом доступа к совету должны обладать лишь активные организации, которые успешно показали себя на выборах. По тому же критерию нужно отбирать партии, которые смогут выступать с думской трибуны, считает он. Действующую норму, дающую непарламентским партиям право раз в год выступить на Охотном Ряду, несколько раз предлагали пересмотреть во время заседания в четверг.
Поддержал идею создания совета и глава «Правого дела» Андрей Дунаев, сказав, что считает его «полезной инициативой» и готов сотрудничать с новой структурой. Бывший союзник Дунаева, Андрей Богданов из Демократической партии России, напомнил, что его партия, в числе прочих, еще в июле обращалась к президенту с просьбой создать подобный орган. «Я благодарен, что вы эту идею поддержали и наконец-то нас собрали», — сказал Богданов, отметив, что рассчитывает на возможность участия в законотворческом процессе.
Сдержанная критика инициативы прозвучала лишь от представителя «Яблока» Сергея Иваненко, который усомнился в том, что структура сможет «функционировать политически». При этом в качестве экспертной площадки у совещательного органа может быть будущее, но оно зависит лишь от Нарышкина. «Яблоко» тем не менее готово сотрудничать с советом и будет использовать его в качестве возможности продавливать свои законопроекты.
Уже после совещания Иваненко сказал «Газете.Ru», что у него есть «очень большие сомнения в том, что из этого что-то получится». Яблочник вспомнил о предыдущих попытках российских чиновников создать экспертные советы, в том числе и в Общественной палате.
«Экспертные заключения будут готовы давать многие. Но это связано с большими затратами времени и организационных усилий, плюс в это надо вникать. Не уверен, что Нарышкин будет заниматься этим на регулярной основе», — сказал Иваненко.
Сравнение совета с Общественной палатой прозвучало во время заседания от председателя партии «Коммунисты России» Максима Сурайкина. По его мнению, новый консультативный орган должен стать «Политической палатой», где так же, как и в Государственной думе, должны существовать комитеты и комиссии. Таким образом, участие в совете Нарышкина могло бы стать «предтечей для попадания в парламент», предложил Сурайкин.
На закрытой для журналистов части мероприятия «было очень много всего смешного», рассказал «Газете.Ru» один из участников заседания.
По его словам, ничего секретного за закрытыми дверями не обсуждалось; собеседник издания предположил, что от журналистов просто скрыли новых руководителей партий, пока не созревших для публичности. «Один попросил выдать ему кабинетик на Старой площади… Люди такие двигали речи, что все не просто улыбались, а смеялись в голос. В том числе и Сергей Евгеньевич (Нарышкин). Начали нести совсем несерьезные вещи: кабинеты, комитеты, параллельная Госдума, выдача всем удостоверений», — рассказал собеседник издания. Его слова подтверждает другой участник заседания.
«Один предложил создать инкубатор для новых партий. Другой ему ответил, что такой инкубатор уже есть – это администрация президента. И все прямо прыснули», — рассказывает участник закрытой части заседания.
Эксперты расходятся в оценках смысла нового совета и его перспективности. Политолог Евгений Минченко считает, что в первую очередь новый совет играет «символическую роль». Консультативный орган, по словам эксперта, в первую очередь призван «показать, что у нас не какая-то там декларативная партийность, а новым партиям действительно уделяется внимание, в том числе и на уровне спикера». Минченко также называет еще две цели, которые может преследовать создание совета. «Заранее их (партии) как-то не то что приручить, но войти в диалог, понять, кто там, что там. Это тоже важная история. И не исключаю, что на базе этого совета будет осуществляться кастинг на участие тех или иных проектов в Общероссийском народном фронте», — говорит эксперт.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что создание совета непарламентских партий – очередной способ посеять раздор в оппозиционной среде. Он считает это «противопоставление договороспособных, которым полагаются пряники, и собственно радикалов». «Это новая ситуация, потому что в последнее время было очень хорошо с кнутом, но было очень плохо с пряниками. Другое дело, что эффективность этой тактики пока не так понятна», — говорит Виноградов. Политолог сомневается в том, что совет сможет стать реальной базой для законотворчества представителей непарламентских партий.