Центральный стадион Тбилиси, вместимостью 60 тысяч человек, вечером в пятницу был полон людей в красно-белых майках (цвета грузинского флага, принятого при президенте Михаиле Саакашвили в 2004 году). «Здесь никак не меньше 70 тысяч человек», — убежденно говорит Георгий Годабрилидзе, депутат и один из кандидатов президентской партии «Единое национальное движение» (ЕНД) на выборах 1 октября.
28 сентября на стадионе прошел митинг НД, в народе «националов», завершающий предвыборную кампанию партии.
Ожидали и Мишу, как ласково называют президента его сторонники. А пока молодежное крыло партии щедро раздавало агитпродукцию: плакаты, флаги, футболки «Грузия, я люблю тебя» — все красно-белой расцветки. Некоторые хозяйственно набирали футболок на всю семью.
Группа молодых людей, получив плакаты с цифрой 5, разложила их на земле и уселась прямо на них. Пятерка — номер, который в избирательном бюллетене достался ЕНД.
Организация мероприятия приводила на ум сравнение со съездом «Единой России» в Лужниках в сентябре 2011 года, перед выборами в парламент. На тот съезд пускали по заранее выданным пропускам, а сотрудники ФСО дотошно обыскивали журналистов, хотя большинство из них так и не были допущены в зал съезда, где выступали Дмитрий Медведев и Владимир Путин. В Тбилиси ни о каком досмотре речи не шло. К трибуне, с которой выступали политики, в том числе мэр Тбилиси Георгий Угулава и премьер-министр Вано Мерабишвили, без особых усилий можно было подойти на полсотни метров. Толпа, впрочем, не стремилась к трибуне,
большинство людей вообще оставались безучастны к происходящему: за исключением Мерабишвили, проведшего успешную реформу МВД, ораторов почти не приветствовали.
Кое-где в толпе слышался запах алкоголя. «Сюда многих свезли из регионов, тбилисцев здесь мало», — констатировал местный журналист (в столице президента действительно не любят). Рядом со стадионом стояли маршрутки с региональными номерами и все той же красно-белой атрибутикой. Обязаловка или нет, но поддержка митингующими ЕНД казалась неуверенной. «Все дело в компромате», — объяснил парламентарий Тенгиз Годабрелидзе, сославшись на историю с пытками в Глданской тюрьме, которая потрясла страну и нанесла жестокий удар по позициям президента и его команды.
«Пытать людей в тюрьмах недопустимо, но теперь об этом узнали все, в том числе президент. Он уволил двух министров (на место уволенного министра по исполнению наказаний назначен омбудсмен Георгий Тугуши, сообщивший о пытках. – «Газета.Ru»), были арестованы 15 человек», — рассказывает Годабрелидзе. Он и его супруга Нино — беженцы из Абхазии, оба внимательно слушают выступающих политиков. «Зато у нас есть новые дороги, свет, строятся красивые здания», — произносит Тенгиз главный аргумент, который можно услышать от сторонников Саакашвили.
Война компроматов, начавшаяся с распространения в СМИ кадров пыток в Глданской тюрьме и вылившаяся в ежедневную порцию обличений то в адрес оппозиции, то правящей партии и президента, стала определяющей в парламентской кампании.
Разбужен главный страх грузин — вернуться в 1990-е годы, когда теневым правительством фактически были воры в законе, а мелкий криминал правил на улицах.
Противники обвиняют друг друга в связях с преступным миром. Во вторник генпрокуратура распространила видеозаписи, сделанные спецслужбами Франции и запечатлевшие встречу одного из лидеров коалиции «Грузинская мечта» Бориса (Бидзины) Иванишвили, бывшего министра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы с грузинскими ворами в законе в городе Крессель. Теперь МВД проверяет оппозицию на связи с преступным миром. По версии МВД, преступная группировка Лаши Руставского (Шушанашвили), проживающего сейчас во Франции, мобилизовала свою криминальную сеть в Тбилиси: бандиты якобы ходили по тбилисским домам, вынуждая людей обещать голосовать за коалицию Иванишвили. Уже на следующий день в СМИ появилась расшифровка разговора бывшего футболиста, а теперь № 1 списка «Грузинской мечты» Кахи Каладзе с одним из «авторитетов».
«Мечтатели» в долгу не остались, назвав имена людей из преступного мира, которых правящая партия привлекает к предвыборной кампании в регионах. За несколько дней до выборов компромат продолжает публиковаться — теперь от имени сотрудника охраны Иванишвили Бесо Сурмавы.
На фоне малоотличимых предвыборных программ «националов» и «мечтателей» — курс на интеграцию с Европой, снижение налогов, повышение пенсий и зарплат – «сливы» в прессе определят исход выборов, считает глава тбилисского Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили.
«Избиратели сбиты с толку. Мы в Тбилиси имеем возможность переключать каналы и сравнивать», — говороит Хуцишвили.
Правительственные каналы демонстрируют незаконно полученные записи личных переговоров представителей оппозиции, которые в целом ничего не доказывают: записи обрывочны. По оппозиционным каналам, например по девятому (принадлежит супруге Иванишвили), сообщают, что Сурмава находится под давлением. В регионах же работает только правительственное телевидение».
По словам Хуцишвили, предвыборная борьба зашла слишком далеко: «Есть опасения, что во вторник, когда ЦИК объявит промежуточные результаты, ситуация накалится до предела и люди выйдут на улицу, хотя Иванишвили обещает не допустить этого».
Эйфория от предвыборной гонки напоминает реакцию футбольных фанатов после дерби. По улицам Тбилиси проносятся автомобили с флагами «националов» и «мечтателей», последние размахивают сине-белой атрибутикой с номером 41 (номер блока «Грузинской мечты» в бюллетене).
Интерес к выборам, и так высокий в Грузии, взлетел до невиданной в России потенциальной явки: по данным немецкого центра исследований общественного мнения Forsa, 88% электората придет на избирательные участки 1 октября.
Повышенное внимание объясняется новым статусом парламента: в соответствии с принятыми изменениями конституции Грузии, после инаугурации президента, которого изберут в 2013 году, власть в стране фактически перейдет к парламенту и правительству. Тот, кто получит большинство в парламенте, определит имя нового премьер-министра. Именно поэтому Саакашвили и Иванишвили не возглавили списки своих партий. Первыми номерами у правящей партии идет нынешний спикер парламента Давид Бакрадзе, а у «Грузинской мечты» — футболист Каладзе.
Самый цитируемый социологический опрос, проведенный Национальным демократическим институтом США (NDI), говорит, что рейтинг правящей партии на предстоящих парламентских выборах будет почти в пять раз выше, чем у оппозиционеров. За ЕНД проголосует 47% опрошенных, а за коалицию «мечтателей» — только 10% респондентов.
Опрос, обнародованный Forsa 28 сентября, показывает обратные результаты: 65% респондентов поддержат «Грузинскую мечту», 25% проголосуют за ЕНД. В Тбилиси, считающимся более оппозиционным в сравнении с регионами, за коалицию Иванишвили будут голосовать 72% опрошенных, за правящую партию — 14%. Почти все опросы подтверждают, что в парламент проходят и умеренно-оппозиционные христианские демократы — 6%. Сейчас из 150 мест в парламенте две трети занимает ЕНД, давая Саакашвили конституционное большинство.
Сам Иванишвили рассчитывает набрать никак не меньше 60% по стране. А представители ЕНД вообще говорят о победе как о чем-то свершившемся.
На митинге в пятницу Саакашвили прошел по стадиону как победитель — в белой полупрозрачной рубашке с залихватски расстёгнутыми верхними пуговицами. В толпе хмыкали: «Миша подкрасился, прячет седину». Толпа встретила Саакашвили стоя, аплодируя все то время, что он пересекал стадион. Президент, единственный из выступавших, заговорил о пытках, открещиваясь от обвинений в намеренном сокрытии фактов насилия в переполненных тюрьмах. Как только президент заговорил, люди начали утекать со стадиона: время было позднее, стемнело, главу государства ожидали больше четырех часов. Охране пришлось закрыть двери перед носом расходящейся толпы.