В пятницу Госдума утвердила предложение комиссии по этике лишить слова депутата-справедливоросса Илью Пономарева сроком на один месяц, с 16 октября по 16 ноября. Такое решение комиссия вынесла еще в понедельник из-за того, что 40 депутатов от «Единой России» и ЛДПР почувствовали себя оскорбленными фразой Пономарева, которую он произнес на пленарном заседании 13 июля, когда Госдума в спешном порядке принимала закон о возвращении в Уголовный кодекс статьи «Клевета».
Пономарев тогда обратился к неопределенному кругу лиц и призвал «жуликов и воров не голосовать за это закон».
Оскорбленными себя почувствовали экс-справедливороссы Алексей Митрофанов, Игорь Зотов, Эльвира Глубоковская, а также единороссы, в числе которых экс-теннисист Марат Сафин, вице-спикер Сергей Железняк, председатель комитета по предпринимательству Виктор Звагельский и другие. Комиссия по этике согласилась с мнением обиженных депутатов, что называть своих коллег жуликами и ворами нельзя, и вынесла вопрос о лишении Пономарева слова сроком на месяц на обсуждение палаты.
— Никаких извинений или признания неэтичности своего поступка от Пономарева на заседании комиссии мы не услышали. Были лишь пространные рассуждения о подмене понятий и попытки оправдать свои действия, — заявил председатель думской комиссии по этике, единоросс Владимир Пехтин.
Затем слово дали Пономареву, который назвал тот факт, что многие депутаты считают словосочетание «жулики и воры» оскорблением для парламента, проявлением болезни, поразившей Госдуму в последнее время.
— Я помню, как на выборах в Новосибирской области нам запретили употреблять в агитации слова «против жуликов и воров», так как якобы это агитация против «Единой России», — не удержался Пономарев от шпильки в адрес партии власти, однако потом продолжил чуть серьезнее. — В этом зале сидят господа этой жизни, поэтому многие граждане называют парламентариев жуликами и ворами. Каждый раз, как этот мем произносится, репутации парламента наносится ущерб. Но чтобы это клеймо исчезло из нашего обихода, нам надо не лишать слова за употребление этого словосочетания, а бороться с жуликами и ворами в своих рядах.
Лишение меня слова за «жуликов и воров» только усугубит проблему: она уже муссируется в СМИ. Подумайте, что подписаться под признанием о том, что одна или две фракции сочли себя оскорбленными фразой о «жуликах и ворах», значит нанести очередной удар по репутации парламента.
Вместо этого комиссии по этике стоит заняться рассмотрением публикаций, например в моем блоге и блоге коллеги Гудкова, по поводу тех, кого называют жуликами и ворами, о незадекларированном имуществе и бизнесе, — призвал «эсер».
— Я надеялся, вы найдете в себе мужество извиниться, — я ошибался, — хмыкнул спикер Госдумы Сергей Нарышкин и дал слово депутату от ЛДПР Сергею Иванову, потребовавшему от Пономарева перечислить тех, кого он назвал жуликами и ворами поименно.
— Я не называл никого конкретно и никого не обвинял, а лишь напомнил, что в любой фракции есть хорошие и плохие депутаты. О тех, по кому мы считаем нужным вести расследования, мы и так пишем в блогах, — весело ответил Пономарев.
— Я хотел сказать Илье, что ты больше никто, трус и скользкий, как угорь, и больше ничего, — закричал единоросс Валерий Якушев, вместо того чтобы задать очередной вопрос.
В защиту Пономарева выступил его коллега по партии Олег Нилов, заметивший, что если Пономарев словами о жуликах и ворах оклеветал кого-то, то и должен отвечать по закону о клевете, и добавил, что не удивлен популярности мема, так как недавно в эфире «Эха Москвы» один из «авторитетнейших» депутатов заявил, что свой первый рубль он украл.
Наконец, атмосфера в зале накалилась до такой степени, что обвинения зазвучали уже в адрес Пономарева. Соратник Владимира Жириновского Сергей Иванов произнес пламенную речь, в которой Илья Пономарев оказался, с одной стороны, соратником олигарха, а с другой стороны – Стивом Джобсом российского парламента.
— Близкий к вам человек является левой или какой-то рукой Абрамовича, председателем Чукотской облдумы или чего-то там (Иванов намекал на то, что мать Пономарева является сенатором от Чукотки в Совете федерации – «Газета.Ru»), почему вы его не называете «золотым кренделем»? Во-вторых, лишение слова – это не наказание, вы месяц можете писать статьи, блоги — в общем, работать…
Наконец, вот вы, может быть, считаете себя Стивом Джобсом, который ходил в компании в джинсах и свитере, но Госдума – это не Apple! Ходите тут в нормальной одежде, потому что, кроме вас, тут нет никого без пиджака и галстука, а вы ходите в неподобающей одежде. Регламент предписывает соблюдать деловой стиль. Или вы хотите повторить судьбу покойника Марычева, который тут с бюстгальтером ходил? – выступил Иванов.
(Вячеслав Марычев был депутатом от ЛДПР в Думе первого созыва и появлялся на заседаниях то в рубашке в русском стиле, то одевался «новым русским», а один раз пришел в фартуке с поролоновым бюстом – «Газета.Ru»).
Илья Пономарев действительно нередко появляется в стенах парламента в джинсах и свитере, однако в этот день он по случайности был хоть и в джинсах, но в пиджаке, впрочем без галстука.
Наконец, единоросс Михаил Маркелов и вовсе пригрозил Пономареву (а заодно и Дмитрию Гудкову) ответственностью за публикации в блогах о депутатах-единороссах.
— Избиратели видят эту грязь, и надо понять, какие меры будут приняты к клеветникам после того, как обвинения не подтвердятся, — заявил Маркелов.
— Вы сами виноваты в происходящем: вы открыли ящик Пандоры, выгнав без судебного решения из Думы Геннадия Гудкова. Это неверный путь, — напрасно пытался воззвать к разуму коллег справедливоросс Валерий Гартунг.
Через минуту Илья Пономарев лишился права выступать с думской трибуны на месяц. За это решение проголосовало 297 депутатов (ЕР и ЛДПР), против — 132 (КПРФ и СР).