В Китае к 15 годам заключения приговорен один из ключевых участников «китайского процесса века», бывший начальник полиции города Чунцин Ван Лицзюнь. Его обвинили в «извращении закона в личных целях, побеге за границу, злоупотреблении властью и получении взяток». Обвинительный приговор вынесла коллегия из трех судей; как передает китайский гостелеканал CCTV, апелляцию на него Ван подавать не будет. Его адвокат Ван Юньцай заявила иностранным журналистам, собравшимся перед зданием суда города Ченду, что не исключает, что Ван выйдет на свободу досрочно по состоянию здоровья, но какой срок ему все-таки предстоит отбыть, гадать она не стала.
Ван Лицзюнь был правой рукой опального китайского партфункционера Бо Силая. До этого скандала возглавлявший горадминистрацию Чунцина и состоявший в политбюро ЦК Компартии Китая Бо Силай считался кандидатом на занятие постов в высших эшелонах власти в 2013 году, когда к руководству Китаем должно прийти очередное поколение партфункционеров во главе с зампредом КНР Си Цзиньпином.
Прокуратура обвинила Лицзюня в дезертирстве, превышении полномочий и получении взяток на сумму более 3 млн китайских юаней (около 14,5 млн рублей). Суд над 52-летним начальником полиции начался 17 сентября. По совокупности преступлений Вану грозила смертная казнь или пожизненное заключение, однако суд нашел причины быть снисходительным к бывшему начальнику полиции. «Ван Лицзюнь раскрывал крупнейшие преступления и нарушения закона, совершенные другими лицами, — говорится в приговоре суда. — Он сделал большой вклад в защиту правопорядка и, согласно закону, может рассчитывать на более мягкий приговор».
Однако заминки в расследовании одного дела — супруги Бо Силая Гу Кайлай — стоили Вану и карьеры, и свободы. По данным следствия, Лицзюнь скрывал результаты расследования убийства английского предпринимателя Нила Хейвуда, в котором подозревалась жена Бо Силая Гу Кайлай. Весной этого года ее приговорили к смертной казни с отсрочкой на два года.
Как писала «Газета.Ru», изначально смерть Хейвуда списали на алкогольное отравление. Однако полиция Чунцина во главе с Ваном уже к Новому году имела в общих чертах представление об обстоятельствах гибели британца. По данным информагентства Reuters, 18 января Ван Лицзюнь сообщил Бо Силаю об имеющихся у него доказательствах причастности Гу Кайлай к смерти Хейвуда, однако Бо не стал слушать Вана и выгнал его из своего кабинета. Чуть позже партийный деятель согласился дать ход расследованию, но через несколько дней он попытался его замять, с чем Ван в конечном итоге и согласился. Бо Силай, сын видного ветерана партии Бо Ибо, в разные годы занимавшего посты мэра города Далянь, губернатора провинции Ляонин, министра торговли КНР и в 2007 году вошедший в состав Политбюро, меньше всего хотел громкого скандала. Однако ход расследованию был дан с санкции самого верха, и над чунцинскими начальниками стали сгущаться тучи.
В феврале Ван отправился в консульство США, но политического убежища, однако, у американцев не попросил. Он покинул консульство в тот же день, объяснив свои действия популярной китайской поговоркой «если рыба сдохла, сеть не поможет»: он имел в виду, что в его нынешних жизненных обстоятельствах ему уже ничто не поможет. У центральных властей давно был зуб на Бо и Вана: The New York Times писала, что в прошлом году китайские спецслужбы зафиксировали прослушивание телефонного разговора между председателем КНР Ху Цзиньтао и одним из чиновников, занимавшихся борьбой с коррупцией, который прибыл в Чунцин с проверкой деятельности подчиненных Бо Силая. Ответственность за организацию прослушки власти возложили на Вана: тот действительно был вскоре лишен всех постов и арестован. В начале августа на другом процессе четверо полицейских сознались в сокрытии улик, указывающих на причастность к убийству Гу Кайлай, и были приговорены к тюремным срокам от пяти до 11 лет.
Ван Лицзюнь признал свою вину в инкриминируемых ему преступлениях.
«Что касается преступлений, которые мне вменяет сторона обвинения, я их понимаю, я в них сознаюсь и я в них раскаиваюсь», — заявил Ван в зале суда.
Громкий процесс может поставить окончательный крест на карьере Бо Силая, которого с марта преследуют как по партийной, так и по уголовной линии. Бо был задержан центральной дисциплинарно-контрольной комиссией Китая и вывезен из Пекина в один из провинциальных городов, где подвергся допросу, а премьер Вэнь Цзябао публично прокомментировал коррупционный скандал, что в Китае случается нечасто. «Руководители Чунцина добились больших успехов, но им надо обдумать свое поведение и вынести хороший урок из дела бывшего начальника полиции города Ван Лицзюня»,— заявил он на пресс-конференции по итогам завершения сессии китайского парламента. «Юридические сети вокруг Бо Силая потихоньку затягиваются, — прокомментировал Reuters пекинский профессор Хэ Вэйфан. — Против него однозначно будут выдвинуты уголовные обвинения».