Гражданские активисты Всеволод Чернозуб и Олег Козловский обжалуют в Конституционном суде положения Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), согласно которым они были оштрафованы мировым судом на 15 и 12 тыс. рублей соответственно. Заявители просят «признать не соответствующими Конституции положения ч. 1 статьи 3.5 и ч. 1 статьи 20.2 КоАП РФ в части назначения административного наказания в виде штрафа свыше 5000 рублей», говорится в жалобе (текст есть у «Газеты.Ru»).
Части 1 статьи 3.5 (административный штраф) и части 1 ст. 20.2 (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) КоАП были изменены властями в июне этого года.
В ч. 1 ст. 3.5, которая ограничивает размер штрафа за совершение административного правонарушения 5 тыс. рублей, власти решили предусмотреть исключение для ряда «митинговых» статей, за нарушение которых теперь наказывают так же, как за уголовные преступления. К таким статьям, в частности, была отнесена ст. 20.2 КоАП, по которой в июле и были привлечены к ответственности Чернозуб и Козловский. Она предполагает наказание от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. В то же время штрафы выше 5 тыс. рублей предусмотрены Уголовным кодексом (ст. 46) в качестве вида наказания за уголовные преступления, напоминает заявитель.
Оба активиста в начале июля были привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП за организацию и проведение несогласованной акции протеста против поправок в закон «О митингах» (полное название — «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Согласовать акцию власти тогда отказались, сославшись на то, что двое из троих ее заявителей (третьей была еще одна активистка Анастасия Рыбаченко) ранее были привлечены к административной ответственности за нарушения этого самого закона «О митингах». Такое основание для отказа в согласовании акций также было внесено в закон «О митингах» в июне (ч. 2 ст. 5 закона). Чернозуб и Козловский специально указали в заявке, что привлекались к административной ответственности, чтобы посмотреть, как работает эта норма, рассказал «Газете.Ru» Чернозуб.
«Суд посчитал меня виновным лишь в том, что я, как лицо, ранее привлекавшееся к административной ответственности, не имел права организовывать и проводить публичную акцию», — указывает Чернозуб в жалобе в КС.
Реальной угрозы для общественного порядка или общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия, равно как и лиц, в нем не участвовавших, суд в действиях Чернозуба и Козловского не обнаружил, отмечает заявитель. Тем не менее назначенные судом первой инстанции штрафы активистам позднее были подтверждены Тверским районным судом Москвы. Суд лишь исправил «техническую ошибку» мирового суда, переквалифицировав дело активистов с части 2 на часть 1 статьи 20.2 КоАП.
Увеличение штрафов, предусмотренное июньскими поправками в КоАП, нарушает принцип «соразмерности правонарушения и мер юридической ответственности, недопущения смешения оснований и видов уголовной и административной ответственности», пишут заявители в КС.
Принцип соразмерности закреплен сразу тремя статьями Конституции России — 19, 54 и ч. 3 статьи 55. Этот принцип «обязывает федерального законодателя устанавливать меры ответственности, адекватные общественной опасности правонарушения, ограничивая при этом запрещенные уголовным законом деяния и уголовные наказания от административных правонарушений и мер административной ответственности, не допуская смешения оснований и видов уголовной и административной ответственности», указывают заявители. На необходимость соблюдения этого принципа в 2008 году указывал и Конституционный суд, напоминают авторы жалобы. До июньских поправок в КоАП этот принцип в России действовал, то есть «федеральное законодательство… не смешивало административную и уголовную ответственность», отмечено в документе.
Кроме того, по мнению заявителей, огромные штрафы «по своей правовой сути фактически блокируют требования ст. 31 Конституции РФ», гарантирующей право граждан на митинги и собрания.
Обновленное законодательство предусматривает «несоразмерные и неадекватные государственные меры принуждения карательного и уголовного характера за любое отступление от нормативных положений федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», считают заявители. «Такие меры по своей сути направлены на принуждение к отказу от реализации конституционного права под угрозой применения карательной меры», говорится в жалобе.
Интересы Чернозуба в Конституционном суде будет представлять правовой аналитик ассоциации «Агора» Рамиль Ахметгалиев. Он готовил жалобу в КС в качестве «типовой», сказал «Газете.Ru» сам адвокат. Спустя некоторое время ее образец будет выложен в интернет, чтобы любой, кто получит большой штраф после вступления в силу оспариваемых статей, также имел возможность обратиться в КС, пояснил глава «Агоры» Павел Чиков.
По словам Чернозуба, он и Козловский также намерены обжаловать в КС запрет на организацию митингов для людей, привлекавшихся к ответственности за нарушение закона о митингах.
«Мы теперь поражены в конституционных правах, в праве на организацию акций. Это основная норма, которую мы хотим обжаловать», — сказал Чернозуб.
Эта норма едва не была использована для запрета «Марша миллионов» 15 сентября – административное нарушение было обнаружено у одного из заявителей «Марша» Сергея Давидиса, напомнил активист.
«В какой-то момент (у оппозиции. – «Газета.Ru») реально могут закончиться люди, которые могут подавать уведомления. Новичку трудно их подавать, потому что он должен уметь вести переговоры и на него должно быть сложно надавить», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
Положительное решение КС не только вернет гражданским активистам возможность организовывать акции, но также «даст всем какой-то кейс, какую-то модель того, что можно обжаловать такие вещи», — объяснил Чернозуб.
В КС будут обжалованы все нарушения в отношении Чернозуба, на каждую статью ужесточенного законодательства будет подана отдельная жалоба, пояснил «Газете.Ru» Ахметгалиев. КС может либо соединить все жалобы в одно производство, либо рассмотреть их все по отдельности, уточнил адвокат.
Прогнозировать исход разбирательства в КС Ахметгалиев не взялся, сказав лишь, что, на его взгляд, «наши доводы обоснованны». «Когда закон о митингах был еще проектом, он уже тогда вызывал сомнения и споры», — напомнил адвокат, отметив, что то же относится и к другим законам, принятым депутатами минувшим летом – в частности, к возвращению в Уголовный кодекс обновленной статьи «Клевета».
«Депутаты должны принимать законы с учетом Основного закона – Конституции. Законодательная деятельность депутатов не безгранична, а они, похоже, подумали, что она у них безгранична», — подвел Ахметгалиев итог работе Госдумы минувшим летом.
«Мы уже три месяца ведем эту историю, для активизма это невиданный размах — мы прошли ряд судов, мы судились с префектурой, мы судились на уровне мирового суда, районного, теперь мы идем сразу во все российские суды (помимо КС жалоба на решения нижестоящих судов также будет подана в Верховный суд) и международный. Мы показываем, что такое активизм, – это борьба за изменения – очень сложная, многосоставная и разная, и в нее нужно включать все легальные механизмы, какие есть.
Это наша борьба за свободу собраний – в том числе через не могу и не хочу, через очевидно бессмысленное участие в российских процедурах для того, чтобы их изменить», — пояснил смысл своих действий Чернозуб.
Штрафы в 15 и 12 тыс. рублей ни Чернозуб, ни Козловский не заплатили, так как до сих пор не имеют на руках судебных постановлений. Чернозуб, по его словам, ожидает документ уже больше месяца. Козловский, чья кассационная жалоба на решение мирового суда рассматривалась 11 сентября, также еще не получил постановления, рассказал Чернозуб.
Жалоба Чернозуба и Козловского в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) еще готовится. Интересы активистов будет представлять Константин Терехов – юрист из команды оппозиционного политика Алексея Навального, руководитель создающегося проекта «РосЕвроСуд», рассказал Чернозуб.
Ранее запрос о «драконовских» поправках в закон «О митингах» в Конституционный суд направили думские фракции КПРФ и «Справедливая Россия». Член «Справедливой России» Олег Шеин был первым человеком в России, привлеченным к ответственности по новому закону. 22 июня мировой суд приговорил его к штрафу в 20 тыс. рублей за несанкционированное шествие в Астрахани. КС этот запрос еще не рассмотрел, но Шеин, по его словам, получил от своей партии приглашение выступить в суде, когда слушания все же состоятся.