На административной границе Ингушетии и Чечни колонна патрульных подверглась вооруженному нападению. В течение дня следователи восстанавливали картину произошедшего и уточняли данные о погибших. Связь с высокогорным Сунженским районом, где обстреляли колонну полицейских, затруднена, объяснил «Газете.Ru» старший помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета (СУ СК) по Ингушетии Зураб Героев. Установлено, что боевики тщательно спланировали атаку и поджидали колонну в засаде. Нападение произошло в среду после полудня, рассказал Героев. В этот момент автоколонна отдельного полка по охране административной границы МВД по Республике Ингушетия, патрулирующая оспариваемую Чечней у Ингушетии территорию, проезжала близ села Датых Сунженского района.
Около 12.50 мск на пути следования колонны взорвалось самодельное взрывное устройство, заложенное у обочины.
«Мощность взрыва не установлена», — сказал Героев. Взрывом был практически уничтожен патрульный автомобиль «Урал», а движение колонны было остановлено. В правоохранительных органах не уточняют, сколько полицейских находилось в «Урале». Сразу после взрыва из лесного массива неизвестные обстреляли колонну. По предварительным данным МВД по Ингушетии, обстрел вели от восьми до десяти человек. «Отряд полицейских открыл ответный огонь. Никого из нападавших не удалось ликвидировать», — уточнили «Газете.Ru» в МВД республики. Перестрелка велась несколько минут.
Полицейские передали сигнал о нападении в дежурную часть уже после обстрела, уточняют в МВД по Ингушетии. Когда подкрепление прибыло в труднодоступный высокогорный район, боевики успели скрыться.
На месте обстрела следователи обнаружили тела полицейских. Первоначально СУ СК распространил информацию о гибели четверых сотрудников полиции и двух тяжелораненых. В республиканском МВД «Газете.Ru» уточнили, что погибли пятеро сотрудников полиции и еще двое серьёзно ранены, спустя час от полученных ранений скончался еще один сотрудник правоохранительных органов. Имена погибших пока не установлены.
«Очерчен предполагаемый сектор отступления бандитов. К месту боестолкновения стянуты дополнительные подразделения МВД и Внутренних войск. Сейчас прочесывается местность. Ведется опрос местного населения», — сообщили в СУ СК по Ингушетии.
Сунженский район Ингушетии и село Датых регулярно появляются в сводках МВД. Недавно спецоперация в близлежащем селе Галашки (к юго-востоку от Датых) привела к обострению территориального спора между Чечней и Ингушетией. 29 июля в одном из домов села Галашки подорвались двое боевиков. Несколькими днями позже правительство Ингушетии объявило, что трое боевиков подорвались там сами — при изготовлении бомбы. Сообщение потонуло бы в общей хронике сообщений с Северного Кавказа, если бы не последовавшее заявление Рамзана Кадырова. Он объявил, что взрыв был итогом спецоперации чеченских силовиков, в ходе которой были убиты братья Заурбек и Ибрагим Авдорхановы, а также Аюб Халадов. Именно они организовали в августе 2010 года налет на Центорой, родовое село Кадырова. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров о спецоперации узнал из СМИ. «Если под спецоперацией подразумевается то, что сотрудники правоохранительных органов Чечни приехали и забрали два трупа и одного раненого, то это мы подтверждаем», — выступил с ответным заявлением Евкуров. Кадыров, в свою очередь, раскритиковал коллегу за «отсутствие вменяемой политики борьбы с терроризмом».
Вчера чеченский лидер Рамзан Кадыров напомнил, что Чечня имеет законные права на Сунженский и частично Малгобекский районы Ингушетии. К 2013 году в Грозном обещают подготовить «документальную базу для установления в соответствии с законом границы между субъектами федерации».
Эксперты не склонны связывать сегодняшнее нападение на колонну полицейских Ингушетии с территориальным спором, однако оно может повлиять на его разрешение.
«Не считаю, что нападение на колонну полицейских вызвано территориальным спором между руководством Чечни и Ингушетии. Но оно может подлить масло в огонь этого конфликта. У Кадырова сложился образ успешного борца с терроризмом. Чеченские силовики проводили несогласованные спецоперации в Сунженском районе Ингушетии, — сказал «Газете.Ru» главный редактор интернет-издания «Кавказский узел» Григорий Шведов. — Но, если верить статистике, в Ингушетии в вооруженном противостоянии в 2011 году было ранено и убито в три раза меньше людей, чем в 2010 году (326 человек в 2010-м и 108 в 2011-м). Нигде на Северном Кавказе не было такой динамики. Несмотря на образ эффективного силовика Кадырова, реальных достижений в сфере безопасности у Ингушетии больше, чем у Чечни».
Шведов полагает, что активность боевиков в пограничном районе не спадет, если район войдет в состав Чечни. По мнению эксперта, территориальные притязания Кадырова связаны с грядущими выборами главы Ингушетии.
«У Евкурова совершено иной стиль управления, нежели у Кадырова. Напряжение между главами двух соседствующих республик зрело много лет, неоднократно оно становилось достоянием гласности. Но конфликту не давали разгораться кремлевские чиновники. Сейчас в Кремле хранят молчание. Территориальная история — попытка отомстить Евкурову за отрицание успешной спецоперации на территории Ингушетии. Евкуров , вероятно, уйдет после выборов 2013 года. После его ухода у чеченцев появится больше козырей, поэтому спор затевается сейчас. Чечне не земля нужна, нужна демонстрация своего лидерства. Если Сунженский и часть Малгобекского района войдут в состав Чечни, то появится опасный прецедент для Дагестана. У Махачкалы также есть территории, права на которые Грозный заявил еще десять лет назад».
«Недоумение вызывает не заявления Кадырова и Евкурова, а реакция Кремля, точнее, ее отсутствие, — сказал «Газете.Ru» заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев. — Реакция необходима, иначе может произойти эскалация конфликта». Он полагает, что у федерального центра, в чью компетенцию входит определение территориальных границ, нет шансов проложить границу так, чтобы удовлетворить обе стороны.