На расширенном заседании правительства Чечни Кадыров во вторник опять заговорил о территориальных претензиях к Ингушетии и желании провести границу между северокавказскими республиками.
«Пришло время четко обозначить межевую линию в соответствии с законом. Мы свою территорию знаем и ни при каких обстоятельствах не оставим ее за пределами административной границы. Но и не станем посягать ни на один метр чужой территории», – отметил Кадыров, его заявление размещено на официальном сайте правительства Чечни.
При этом Кадыров ссылался на документы, подтверждающие факт принадлежности Сунженского и части Малгобекского районов к Чеченской Республике.
«Мы располагаем архивными документами, подтверждающими, что эти районы являются частью республики. У Ингушетии таких документов нет, никогда не было, и быть не может. Ингушскую область к нам присоединили только в 1934 году», – сказал он.
При этом Кадыров обвинил главу Ингушетии в том, что тот пытается внести раскол между ингушами и чеченцами.
«Сегодня Евкуров делает странные заявления. Он говорит, что «Рамзан Кадыров унижает ингушский народ». Я не только сам никогда не унижу ингушский народ, но и не позволю делать это никому! Я считаю, что именно такие люди, как Евкуров, пытаются внести раскол между двумя братскими народами», – заявил глава Чечни.
В дальнейшем Кадыров сделал и другие резкие заявления в адрес главы соседней республики.
«Евкуров говорит, что Рамзан Кадыров не знает законов, не знает историю. Я не историк и не должен все знать. Я спрошу тех, кто знает, если мне будет нужно... Такие, как Евкуров, никогда не смогут дать оценку Рамзану Кадырову. За человека говорят его дела», – сказал глава Чечни.
«Евкуров всегда говорил, что восхищается Ахматом-Хаджи Кадыровым. Когда Ахмат-Хаджи был президентом, Евкуров являлся помощником Бабича. Возглавив Ингушетию, он запретил проводить обряды жертвоприношения в память об Ахмате-Хаджи Кадырове», – утверждает Кадыров.
Кроме того, глава Чечни также рассказал о ссоре между ним и главой Ингушетии, после которой Евкуров через посредников просил прощения у Кадырова.
«Евкуров со страниц федеральной газеты говорил, что чеченские беженцы привнесли в Ингушетию проституцию и наркоманию. Затем опомнился, понял, что творит, и через духовенство просил меня о прощении. Мол, его неправильно поняли. Он посылал людей вплоть до председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева. Только тогда я простил его за эти слова», – заявил Кадыров.
Позднее на сайте республики Ингушетия появилось заявление депутата Госдумы от этой республики Белана Хамчиева.
«Мы — два братских народа, которые веками жили рядом. Сегодня, прежде всего, необходимо категорически исключить все взаимные обвинения по этой проблеме. Они крайне опасны и могут породить исторические споры о принадлежности земель между соседями. Попытки любой стороны необоснованно и вне рамок правового поля пересмотреть сложившиеся границы могут повлечь за собой цепную реакцию территориальных претензий и вызвать новые конфликты. Поэтому поспешные и эмоциональные заявления, к сожалению, лишь нагнетают и так неспокойную обстановку», — отметил депутат.
Вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк, в прошлом созыве парламента курировавший тему Северного Кавказа, выразил уверенность, что территориальный спор между Чечней и Ингушетией будет урегулирован. «Я считаю, что вопросы, которые сейчас звучат, являются важными и они разрешимы. Я уверен, что руководителям регионов (Чечни и Ингушетии –«Газета.Ru»), совместно с представителями федерального округа хватит опыта и профессионализма, чтобы разрешить ситуацию», — сказал Железняк «Газете.Ru».
Татьяна Локшина, эксперт по Северному Кавказу организации Human Rights Watch в России в беседе с «Газетой.Ru» не исключила, что эта ситуация может иметь серьезные последствия для этого нестабильного региона.
«Кадыров, обидевшись, что его притязания на бесспорное лидерство на Северном Кавказе отметаются его непосредственным соседом, Евкуровым, стал предъявлять претензии на Сунженский и частично Малгобекский районы Ингушетии», — объяснила эксперт.
Территории Чечни и Ингушетии, по словам Локшиной, вопрос сложный не только потому, что существовала Чечено-Ингушская АССР. «Есть много проблем, связанных с депортацией, с тем, как возвращали народы обратно на земли после депортации, как привязали целый ряд районов к Чечено-Ингушской АССР. В результате создалась внутренняя пограничная путаница. По Сунженскому району граница не окончательно формально урегулирована, часть района закреплена за Чечней, часть за Ингушетией. И Кадыров теперь требует предания Чечне этих регионов по каким-то архивным документам», — рассказала Локшина.
Что касается последствий обмена резкими репликами лидеров северокавказских республик, то Локшина уверена, что они будут серьезными:
«Эта ситуация отнюдь не устроит ингушскую сторону и спровоцирует дальнейшее развитие конфликта между Чечней и Ингушетией, то есть это тот самый раскол между двумя братскими народами, цитируя Кадырова, провоцируемый Евкуровым, по его мнению, а никак не им», — подытожила эксперт.
Конфликт между Чечней и Ингушетией по вопросу о спорных территориях вновь вспыхнул в конце августа, когда Кадыров в резких выражениях пообещал добиться на федеральном уровне установления четкой административной границы между республиками.
В заявлении, опубликованном на сайте республиканской администрации, он обрушился с нападками на ингушские власти, обвинив их в том, что при определении границы те ссылаются на договоренности, заключенные в начале 1990-х с сепаратистским президентом Чечни Джохаром Дудаевым. Евкуров согласился провести границу между республиками, но не стал уточнять, готов ли пойти на уступки в территориальном вопросе.
А в начале августа Кадыров уличил главу Ингушетии в потворстве боевикам. По уверению Кадырова, Евкуров считает боевиков «заблудшими молодыми людьми», посещает их похороны и приносит соболезнования родственникам.
«Если Евкуров там не наводит порядок, мы его наведем, тем более что особая его заинтересованность в таком порядке и не чувствуется», — пообещал глава Чечни. Нападки чеченского лидера тогда спровоцировала история в ингушском селе Галашки. Согласно версии Грозного, чеченское МВД провело там контртеррористическую спецоперацию, уничтожив несколько террористов, якобы ответственных за нападение на родовое село Кадыровых Центорой. А по ингушской версии, боевиков ликвидировали ингушские силовики, просто выдав чеченским коллегам тела двух погибших и раненого при случайном взрыве.
Евкуров тогда отреагировал сдержанно, написав в Twitter, что хотел бы встретиться с Кадыровым с глазу на глаз и обсудить проблемы. «Надеюсь, что Рамзан Ахматович найдет возможность позвонить по этому поводу мне и объяснить хотя бы, что он имел в виду», — заявил ингушский глава. Впоследствии Евкуров фактически объявил инцидент исчерпанным: «Сейчас священный месяц Рамадан, Всевышний велит нам прощать друг друга. Поэтому я не стану комментировать резкие высказывания Кадырова».
Федеральный центр все это время находился над схваткой, как и последние 10 лет. Еще в 2002 году Владимир Путин, отрабатывавший тогда только своей первый срок на президентском посту, заявил, что административную границу две северокавказские республики должны определить как-нибудь сами.