Депутат, имеющий контрольный пакет акций крупного предприятия или занимавший руководящий пост в крупном бизнесе до избрания в парламент, не должен состоять в профильном для своей коммерческой деятельности комитете во избежание конфликта бизнес-интересов или лоббизма. Такое заявление сделал в понедельник секретарь президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов.
«Необходимо, во-первых, четко прописать в законе саму процедуру передачи ценных бумаг и долей в бизнесе, принадлежащих депутату, в управление другим лицам после того, как он избирается в Госдуму. Во-вторых, надо четко прописать норму о конфликте интересов, чтобы, если депутат владеет крупным пакетом акций компании или входил в ее руководящие органы, он не смог войти в профильный комитет, в ведении которого находятся вопросы по отрасли, в которой работает предприятие», — сказал Неверов.
На вопрос корреспондента «Газеты.Ru», что именно подразумевается под «крупным пакетом» (так как, например, председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству единоросс Владимир Плигин является старшим партнером юрфирмы «Юст» с 20% акций) и не потеряет ли Госдума в профессионализме, если профильные комитеты покинут специалисты в своей области, Неверов ответил, что речь идет о контрольном пакете акций (50%+1 акция) и что Госдума от ротаций депутатов в комитетах профессионалов не лишится. Когда партийное руководство (помимо Неверова в пресс-конференции принимали участие руководитель фракции единороссов в Госдуме Андрей Воробьев и заместитель секретаря генсовета Алексей Чеснаков) собирается воплощать свои планы в жизнь, присутствовавшие не объяснили.
Между тем многим единороссам придется профильные комитеты покинуть, исходя из их предвыборных деклараций, на что уже обращала внимание «Газета.Ru».
Так, в комитете по охране здоровья состоит единоросс Александр Петров, до 2010 года являвшийся гендиректором фармацевтического завода «Медсинтез», а также Александр Профьев, которому принадлежит 75% ООО «Аптечная сеть Эвалар».
Много единороссов с крупными долями в бизнесе в комитете по аграрным вопросам. Айрату Хайруллину принадлежит 60% ООО «Фирма Гиацинт», судя по открытым источникам, занимающегося цветоводством, а также акции в еще 107 компаниях, в том числе ООО «Алькеевская нива», ООО «Алькеевский животноводческий комплекс», ООО «Алькеевские молочные технологии», ООО «Сельхозтехника», ООО «Заволжская сельхозтехника — Красный Восток», ООО «Комбикормовый завод», ООО «Алькеевская сельхозтехника — Красный Восток» и ООО «Хлебодар». Единоросс-миллионер Николай Борцов, постоянный член списка Forbes, в предвыборной декларации 2011 года декларировал доход от ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Первомайское» и также состоит в комитете по аграрным вопросам.
Неверов и его коллеги пока затрудняются сказать, каков будет срок давности руководства профильным предприятием, по истечении которого депутат сможет работать в отраслевом для себя комитете.
В случае если срока давности не будет, целому ряду единороссов придется покинуть комитет по культуре: его председатель, режиссер Станислав Говорухин в 2000-е годы основал киностудию «Вертикаль»; депутат из того же комитета, певец Иосиф Кобзон в предвыборной декларации 2011 года указал доходы от ЗАО «Первая концертная компания», а вице-спикер Госдумы Сергей Железняк, вошедший в подкомитет по информационной политике и СМИ, долгие годы до избрания в Госдуму руководил крупным рекламным агентством News Outdoor.
Потенциально конфликтны в плане пересечения интересов бизнеса и законотворчества и единороссы из комитета по транспорту. Члену комитета Радику Ильясову принадлежит 55% «Камшинтранс», а его коллега по комитета Андрей Колесник до недавнего времени руководил ОАО «Калининградский торговый морской порт». Из девяти единороссов в комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии пятеро владеют акциями профильных в этой сфере компаний, причем зампреду комитета, миллионеру и фигуранту списка Forbes Михаилу Слипенчуку ринадлежит 95% ИФК «Метрополь», занимающейся инвестпроектами, в том числе, в горнорудной сфере, а первому зампреду комитета Валерию Язеву – 55% акций ООО «Ява-Строй», в сферу бизнес-интересов которой входит «обустройство нефтяных месторождений (отсыпка кустов скважин, устройство межпромысловых дорог, нефтяных коллекторов, обустройство скважин)».
Еще один фигурант списка Forbes единоросс-миллионер Григорий Аникеев может оказаться нежеланным членом комитета по собственности: ему принадлежат 100% акций ООО «Трейд-Маркетинг», ООО «Частное охранное предприятие «Форт-Молл», ООО «Таир», ООО «Династия», ООО «Селянин», ООО «АБИ Кэпитал», «Капитал ПРО», ЗАО «Президент», «Авторадио-Владимир», ООО ТРК ТВ «Мир», ООО «Владимир-Формация», ООО «АБИ Молл», ООО «Дискаунтфуд», ООО «Капитал-Недвижимость», ООО «Мегаторг», ООО «Комбинат питания», а первому зампреду того же комитета Юрию Петрову принадлежит 100% акций ОАО «Объединенный ломбард».
Первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Карпов может оказаться потенциально конфликтным для этого профиля: ему принадлежит 100% ООО «Компания Лантан», занимающегося производством и реализацией солей, оксидов и металлов редкоземельных элементов, то есть «наукоемкой продукции для всей промышленности» (согласно официальному сайту компании).
В комитете по земельным отношениям и строительству единоросс Сергей Петров владеет акциями четырех компаний, в том числе 70% ИСПК «СВП-Инвест», занимающейся строительством, а депутат от ЕР из того же комитета, фигурант списка Forbes Григорий Аникеев — акциями 33 компаний, в том числе 100% ООО «Строительно-промышленная компания», 100% ООО «Владимирская строительная компания», 100% ООО «Владпромстрой» и так далее.
Между тем примерно половины фракции «Единой России» этот запрет не коснется: хотя большинство депутатов владеет акциями в профильной для себя сфере, однако речь идет о доле 20–50%, пусть даже в десятке различных профильных компаний. Поэтому формально их обвинить в конфликте интересов в новой трактовке будет нельзя.
Уход ряда депутатов из отраслевых для своего бизнеса комитетов не приведет к уменьшению лоббистских возможностей, а лишь ослабит комитет в профессиональном плане, утверждают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов сказал «Газете.Ru», что если бы Госдума хотела всерьез бороться с теневым лобби, то для начала ей следовало бы принять закон «О лоббизме» и лишь потом устанавливать запретительные меры, иначе по факту лобби будут процветать, но станут только еще более теневыми. «Надо сначала создать систему, а потом устанавливать рамки, а эта инициатива выглядит крайне странно и результатов особо не даст», — считает Кабанов.
«Вместо того чтобы реально бороться с незаконной коммерческой деятельностью депутатов, «Единая Россия» борется со своим политическим оппонентом Геннадием Гудковым и придумывает непонятные законы, чтобы кричать по телевизору, что они борются с коррупцией, — такое мнение высказал сотрудник Фонда по борьбе с коррупцией Алексея Навального Георгий Албуров. — Вместо этого им стоило бы проанализировать лоббистскую деятельность депутатов своей фракции и проверить их собственные декларации о доходах и потенциальные конфликты интересов, а потом диктовать свои условия другим. Эта инициатива – повод отвлечь внимание от обвинений в адрес депутатов от «Единой России» в неверном декларировании собственных доходов и скрытом незаконном участии в бизнесе».
Оппозиционный депутат-эсер Илья Пономарев тоже считает инициативу неудачной и несущей для работы Госдумы одни неприятности: если запретить входить в профильные комитеты людям, у которых есть хотя бы понимание, чем отрасль занимается и как она устроена, это отразится на качестве законопроектов. «Надо бороться не с проявлениями лоббизма, а с его причиной и принять закон «О лоббизме», вместо того чтобы пытаться перетасовать всю Госдуму», — считает Пономарев.