Громкие мартовские заявления победителя республиканской президентской гонки Митта Ромни о том, что Россия является «геополитическим врагом № 1» для США, были не просто резкими высказываниями, рассчитанными на американскую консервативную публику, а декларацией внешнеполитических намерений. В день утверждения его кандидатуры на национальном съезде республиканцев его внешнеполитические советники по приглашению консервативного фонда Foreign Policy Initiative собрались на «круглый стол», где выступили с жесткой отповедью Москве.
«Россия — это значительный геополитический враг. Губернатор Ромни признает это, — заявил советник Ромни Рич Уильямсон. — Но это не значит, что они (русские) представляют ту же военную угрозу, что представляли когда-то».
Ромни впервые объявил Россию врагом в марте, когда консерваторы попытались разжечь скандал из нечаянно подслушанного журналистами разговора Барака Обамы с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым, в котором глава американской администрации пообещал, что после выборов в ноябре получит большее пространство для маневра в вопросах ПРО. «Россия, без сомнения, наш геополитический враг номер один», — прокомментировал тогда Ромни случившееся CNN, а в июне выразился еще яснее: «Страна, которая в ООН постоянно противоречит нам, — это Россия. Россия является нашим геополитическим противником, и в связи с этим, думаю, вполне понятно, что они продолжают проводить политику, противоречащую интересам нашего государства».
Бывший помощник госсекретаря в кабинете Рональда Рейгана Уильямсон возглавляет команду из внешнеполитических советников, которую помогал подбирать Митчел Райс, директор по политическому планированию в первой администрации Джорджа Буша-мл. Как отмечало издание The New Republic, Уильямсон вряд ли может считаться реальным претендентом на занятие каких-то должностей в потенциальной администрации Ромни, но во время кампании именно он помогает республиканцу «снять остроту самых резких заявлений» кандидата в президенты. На этот раз, однако, Уильямсон решил слова своего шефа не сглаживать.
К этому его вынудила и общая атмосфера обсуждения, говорит участник встречи, журналист Владимир Кара-Мурза-мл. «Общий лейтмотив был такой: безусловно, должна быть более принципиальная позиция США в отношении России, — заявил он «Газете.Ru». — Что касается Уильямсона, то ему задали вопрос: «Считаете ли вы так же, как Ромни (что Россия является врагом США)?». Он ответил: «Да, считаю, потому что Москва противодействует в таких вопросах, как Сирия, Иран, противоракетная оборона и т. д.»
Другой советник Ромни, Пьер-Ричард Проспер, служивший в госдепе при Буше-мл., вторил Уильямсону: Россия в очередное правление Владимира Путина противопоставила себя Западу и в первую очередь США.
Администрация Ромни в случае его победы на выборах покончит с «перезагрузкой» российско-американских отношений, начатой в 2009 году Бараком Обамой, и вступит в конфликт с Москвой, между прочим, по поводу Сирии, Грузии и Ирана.
«Они наши враги, — передает его слова внешнеполитический блог издания The Foreign Policy The Cable. — Они выбрали путь конфронтации, а не сотрудничества, и я думаю, что губернатор был прав и даже жёсток, когда говорил, что некоторые в Вашингтоне находят такое положение дискомфортным». Проспер припомнил критику мартовских высказываний Ромни со стороны вице-президента Байдена, который заявил, что республиканец пропагандирует «коллективную амнезию» и тащит страну в прошлое.
«Нам лучше быть откровенными и честными», — заявил он. Уильямсон подтвердил необходимость более реалистичного подхода к российским делам, припомнив, что президент Рональд Рейган называл СССР «империей зла», что не помешало ему вести переговоры о разоружении с русскими. Советская же сторона «была не настолько изысканной и чувствительной, чтобы не работать с нами в тех областях, где у нас был взаимный интерес».
Внешняя политика Обамы с самого начала была объектом критики со стороны Ромни и республиканской команды в конгрессе. Больше всего раздражали противников демократической администрации договоренности, заключенные между Вашингтоном и Москвой в области стратегического сдерживания. Если ратификация Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений еще как-то со скрипом преодолела конгресс, то новые проекты Обамы по созданию системы ПРО продолжают вызывать критику. Отказ от согласованных в годы президента Джорджа Буша-мл. планов по развертыванию наземных элементов системы ПРО в Европе в Чехии и Польше и создание взамен этого общеевропейского механизма противоракетной обороны, главным элементом которого должна стать «адаптированная» эшелонированная система ПРО, которую бы обеспечивали РЛС и перехватчики морского базирования, оснащенные системой Aegis, вызвал у республиканцев бурю негодования. Они рассматривали это как проигрыш в большой игре с Москвой, от которой не удалось добиться никаких ответных уступок. Ромни в октябре прошлого года увещевал администрацию: «Мы должны вернуться назад к тому моменту, когда отказались от планов по развертыванию ПРО на объектах в Восточной Европе. Я бы такого не сделал, но, раз мы уже поступили таким образом, он (Обама) должен был получить в обмен что-то исключительной внешнеполитической важности, но не получил». «Всю политику Обамы можно свести к формуле «мы даем — Россия берет», — говорил он в ответ на критику своих мартовских заявлений тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым.
Внешнеполитическая команда Ромни находится под сильнейшим влиянием неоконсерваторов, не намеренных миндальничать ни с Россией и Китаем, ни с арабскими странами, а готовых действовать в духе Буша-мл.
В число основных его советчиков по внешней политике американские СМИ записывают среди прочих известного «ястреба» из администрации Буша-мл. Джона Болтона, занимавшего пост постпреда США при ООН, экс-секретаря в Пентагоне по делам ВМФ Джона Лемана, бывшего советника госдепа при Кондолизе Райс Элиота Коэна, бывшего официального представителя оккупационной администрации в Ираке Дэна Сенора и эксперта по внешней политике Роберта Кагана. Уильямсон — один из немногих из них, кто обладает прямым доступом к Ромни.
Ромни будет критиковать Москву и за нарушения прав человека, обещают его советники, говоря в том числе о поддержке закона о «списке Магнитского».
«Перезагрузка провалилась, — резюмировал Уильямсон. — (Русские) заглушили гражданское общество, растоптали права человека, противопоставили себя целому ряду наших интересов. Мы должны перезагрузить нашу провальную политику «перезагрузки». Проспер вторил ему: «Россия зовет себя демократией, но не ведет себя как демократия. Когда в последний раз вы видели Россию на стороне мира? Когда в последний раз вы видели Россию на стороне человечества?» Как утверждает Кара-Мурза-мл., в ходе «круглого стола» он призывал американских консерваторов «различать Россию и нынешний российский режим». Проспер, говорит собеседник «Газеты.Ru», в своем выступлении согласился с этим: «Мы слишком часто говорим «Россия», подразумевая путинский режим. Надо быть с этим осторожнее».
Консерваторы поддерживают в этой связи принятие «закона Магнитского», который запретит въезд в США российским чиновникам, названным причастными к смерти юриста фонда Hermitage Capital, и заморозит их американские активы. Сделать это они предлагают в обмен на отмену поправки Джексона — Вэника, поясняет позицию своих собеседников Кара-Мурза-мл. Сам он в этом гостей встречи только поддерживал: «Я вчера говорил о том, что нужно как можно скорее принять «закон Магнитского», и мы очень рады, что это отражено в официальной предвыборной платформе республиканцев и Митта Ромни. Это первый случай в истории, когда конкретный закон, касающийся России, прописан в программе на американских выборах. Там написано, что они поддерживают отмену поправки Джексона — Вэника и предоставления России статуса торгового благоприятствования взамен принятие закона Магнитского».
В том варианте, в каком внесен «закон Магнитского» в сенат США, он уже увязан с отменой ограничительных торговых поправок. Внешнеполитическая платформа республиканцев также утверждает, что «России должен быть предоставлен статус наибольшего торгового благоприятствования, но при условии принятии санкций в отношении российских официальных лиц, использовавших свое правительственное положение, чтобы нарушать права человека».