Эквадор отказал властям Белоруссии в экстрадиции бывшего следователя Александра Баранкова, обвинявшего президента Александра Лукашенко в коррупции.
«Я счастлив. Они спасли мне жизнь», — так прокомментировал Баранков решение суда The Associated Press по телефону.
Судья Карлос Рамирес постановил освободить гражданина Белоруссии, который получил в Эквадоре статус беженца. Это уже второй отказ официального Кито в экстрадиции Баранкова, первый раз эквадорский суд не удовлетворил требование Минска в октябре 2011 года.
В свою очередь, адвокат Баранкова Фернандо Лара заявил, что решение принято «с опозданием на 82 дня», так как его подзащитного вообще не следовало арестовывать.
Белорусские власти обвиняют Баранкова в вымогательстве и мошенничестве, против него на родине возбуждено уголовное дело. Бывший следователь уверяет, что его преследование связано с разоблачениями в адрес белорусских властей. В частности, он раскрыл информацию о контрабанде нефти, которой занимаются высокопоставленные чиновники и родственники Лукашенко.
После возбуждения уголовного дела Баранков попросил политического убежища в Эквадоре. Он уехал туда в 2008 году, воспользовавшись облегченным визовым режимом, установленным между двумя странами. В Эквадоре бывший следователь стал вести блог на испанском языке Вelaruslibre («Свободная Беларусь»), последняя запись датируется январем 2012 года. В основном он размещал там ссылки из западных изданий с заметками о Белоруссии с критикой режима Лукашенко.
Дело Баранкова оказалось в центре внимания после того, как власти Эквадора предоставили политическое убежище основателю Wikileaks Джулиану Ассанжу. Журнал Time писал, в частности, что дело Баранкова «будет тестом на реальную приверженность Эквадора соблюдению прав человека».
Издание обращало внимание, что бывший следователь был арестован в Эквадоре накануне визита в эту страну президента Белоруссии Александра Лукашенко. Президент Эквадора Рафаэль Корреа проводит лево-популистскую политику и на этом основании рассматривает Белоруссию в качестве одной из немногих стран, противостоящих «западному империализму».
После того как о Баранкове стали писать западные СМИ, МИД Эквадора выступил с заявлением, что при рассмотрении дела Баранкова власти страны будут руководствоваться необходимостью соблюдения прав человека точно так же, как и в деле Ассанжа.
Многие бывшие белорусские силовики просят политическое убежище на Западе, дело Баранкова отличается только тем, что он эмигрировал в далекий Эквадор, отмечает белорусский политолог, директор минского Центра проблем европейской интеграции Юрий Шевцов. «Достаточно много силовиков сбежало на Запад, где выступают с однотипными заявлениями. В той же Германии политическое убежище получили Алкаев (Олег Алкаев – бывший начальник изолятора № 1 МВД Белоруссии), полковник спецслужб Владимир Бородач. История с Баранковым отличается детективным сюжетом: он сбежал в экзотическую страну, там женился на эквадорке», — говорит эксперт.
По его словам, дело Баранкова обсуждается на оппозиционных ресурсах, но не особо активно. «Никакого бурления по этому поводу не заметно. Есть вот какой момент, Лукашенко в июне был в Эквадоре. Для Белоруссии появилась возможность получить огромный заказ на строительство жилья в этой стране, речь шла чуть ли не об 1 миллионе квадратных метров. Оппозиция отслеживает такие сделки и пытается сорвать, отсюда и интерес к ситуации вокруг Баранкова», — отмечает Шевцов. Он добавил, что тогда в оппозиционной блогосфере распространялись слухи, что Лукашенко вывез бывшего следователя из Эквадора на личном самолете.