Контракты в рамках гособоронзаказа 2012 года заключены более чем на 95%, сообщил в среду первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков.
«В целом, по состоянию на 1 августа 2012 года, заключено государственных контрактов в объеме 95,3% от средств гособоронзаказа-2012, также выплачено предприятиям-исполнителям, головным исполнителям работ 82,4% от предусмотренных средств», — отметил он.
Всего в рамках программы перевооружения Российской армии до 2020 года Минобороны будут выделены более 19 трлн рублей, оставшиеся деньги из предусмотренных по плану 20 трлн будут направлены другим ведомствам, уточнил Сухоруков.
Наибольшие расходы планируются на период с 2015-го по 2020 год, отметил замминистра.
«При этом в первые пять лет предусмотрено финансирование мероприятий в объеме 30% от предусмотренных ассигнований, а во второй пятилетке, после 2015 года, — 70%», — сказал Сухоруков.
В 2012 году на гособоронзаказ выделено 679 млрд рублей, из них 128 млрд рублей, по словам Сухорукова, пойдут на опытно-конструкторские разработки. «В 2013 году на эти цели будет направлено 173 млрд рублей. Да, это не деньги Соединенных Штатов Америки, где на это тратится до $300 млрд (в год), но у них страна имеет гораздо большие экономические возможности», — заметил генерал. Он добавил, что в ближайшее время уровень расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы останется на уровне 18—20% от общих средств гособоронзаказа.
Замминистра заверил, что о сокращении финансирования программы перевооружения речи не идет: «Никакого уменьшения средств на госпрограмму вооружений нет. Меняется, исходя из экономических возможностей государства, лишь схема финансирования». Он объяснил, что при заключении контрактов будет чаще использоваться система кредитования, выплаты по кредитам будет обеспечивать государство, уточнив, что речь идет о банках с государственным участием.
Сухоруков посетовал на качество оружия, поступающего в войска: «За 2011 год нами выставлена 2271 рекламация, а за первое полугодие 2012 года уже подготовлены 994 рекламации, притом что поставка техники в войска в соответствии с условиями госконтрактов намечена только на четвертый квартал».
Минобороны по итогам гособоронзаказа 2011 года, который стал предметом общественного внимания после заявления генерального конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова о его срыве, предъявило оборонным предприятия штрафные санкции на сумму 24 млрд рублей. Речь шла о невыполнении контрактных обязательств в срок, отметил Сухоруков. «Добровольно предприятия выплатили только 1,4 млрд рублей, около 800 млн выплачено по судебным решениям. Остальное пока в судах, это может продолжаться достаточно долго, вплоть до Высшего арбитражного суда», — подчеркнул замминистра и добавил, что Минобороны от своих финансовых требований не откажется.
Ситуация с гособоронзаказом по сравнению с прошлым годом кардинально изменилась в лучшую сторону, считает глава общественного совета при Минобороны главный редактора журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко: «Цифры говорят сами за себя, в Минобороны проделали большую работу. Теперь главное, чтобы оборонный комплекс смог эти большие деньги использовать».
Качество военной продукции остается одной из главных проблем при реализации гособоронзаказа, но Коротченко уверен, что в ближайшее время ситуация улучшится: «С принятием федеральной целевой программы по поддержке предприятий ВПК наиболее критичные для стратегической безопасности производства получат новое оборудование, станки, смогут модернизировать мощности. Впервые за последнее время открывается два новых завода «Алмаз-Антея» в Поволжье».
В ближайшее время нас ждут новые скандалы вокруг гособоронзаказа, не согласен замглавного редактора «Ежедневного журнала», военный эксперт Александр Гольц. «У нас уже август, нам говорят как о победе, что гособоронзаказ сформирован на 95%. Но его еще надо выполнить. Необходимо заключить договоры с субподрядчиками и приступить к выпуску продукции».
По словам Гольца, игры вокруг гособоронзаказа и цены на продукцию — это попытка скрыть системные проблемы оборонной промышленности.
«Даже с отработанными технологиями, наличием необходимых материалов и производственной базы производить технологически сложные изделия не удается, это видно на примере падения космических спутников и неудач с запусками ракет», — заметил эксперт.