Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Амнистия обошла политических

По объявленной в Белоруссии амнистии не вышел ни один политзаключенный

В Белоруссии освобождают заключенных, амнистированных в нынешнем году в честь Дня независимости. Вопреки ожиданиям родственников и гражданского общества среди освобожденных нет ни одного политзаключенного.

В нынешнем году амнистия в Белоруссии была приурочена к Дню независимости, празднующемуся 3 июля, однако странным образом освобождение заключенных задержалось. Уже принятый парламентом закон об амнистии президент Александр Лукашенко подписал только 9 июля, и в результате, как сообщили в министерстве внутренних дел, первые заключенные вышли на свободу только 31 июля.

Первые заседания комиссий по рассмотрению дел в отношении лиц, на которых может быть применена амнистия, прошли неделей ранее. Они состоялись во всех исправительных колониях Белоруссии. Тогда были рассмотрены вопросы о применении амнистии в отношении 816 осужденных, отказано в амнистии более чем 560 осужденным. Позднее в МВД сообщили, что «рассмотрен вопрос о применении амнистии в отношении 1640 осужденных, содержащихся в местах лишения свободы».

Когда Лукашенко весной впервые заговорил об амнистии, у многих возникла надежда, что под амнистию попадут многие политзаключенные, которых в тюрьмах Белоруссии содержится более полутора десятков (включая одного экс-кандидата в президенты, Николая Статкевича). Однако к моменту принятия закона об амнистии стало понятно, что никто из политзаключенных отпущен на свободу не будет.

Так, Павлу Северинцу, одному из фигурантов уголовного дела о массовых беспорядках 19 декабря 2010 года, сопредседателю оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия», было официально отказано в амнистии. По его словам, 26 июля ему предъявили бумагу и попросили расписаться в том, что согласно пункту 9 закона об амнистии она не может быть к нему применена. «Что такое пункт 9 или абзац 9, или параграф 9, я даже не уточнял. Скорее всего, это пункт, по которому амнистия не применяется к осужденным по ст. 342 Уголовного кодекса», — сказал Северинец, т. е. по статье об «организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активном участии в них». Северинец, как и многие другие оппозиционеры, попал в тюрьму после разгона митинга протеста вечером 19 декабря 2010 года, после окончания голосования на президентских выборах.

«Амнистия, которая с самого начала объявлялась неполитической — впервые за применение амнистий в истории Белоруссии вообще, приобрела ярко выраженный политический характер. Стало совершенно ясно, что амнистия нужна была власти для торга с Западом: дескать, мы выпустим политзаключенных по амнистии, а вы нам дадите преференции. Запад торговаться отказался и продемонстрировал свою твердую и четкую позицию — освободить политзаключенных безо всяких условий и немедленно. В результате под амнистию не попал никто, и выпускать на свободу кого-то из политических заключенных власть, похоже, не собирается», — заявил Северинец, сейчас работающий «на химии».

Северинец, который во время выборов 2010 года руководил избирательным штабом кандидата в президенты Виталия Рымашевского, 16 мая прошлого года был приговорен судом Заводского района Минска к трем годам ограничения свободы по ч. 1 ст. 342 Уголовного кодекса.

«По сообщениям адвокатов других политзаключенных, незадолго до подписания белорусским президентом закона об амнистии, на этих заключенных начали активно «навешивать» различные нарушения режима, — говорит белорусский политолог Виктор Демидов. — Для этого достаточно неправильно застелить койку или читать книжку после отбоя. Например, из пожилого правозащитника Алеся Беляцкого вообще сделали злостного нарушителя режима».

В свою очередь, заместитель председателя правозащитного центра «Весна» Валентин Стефанович сообщил белорусской службе радио «Свобода», что статьи УК, по которым проходили политзаключенные, в основном отнесены к тем, на которые не распространяется амнистия. В частности, это статьи о грубом нарушении общественного порядка, массовых беспорядках, клевете на президента. «Из этого можно сделать вывод, что на осужденных за «площадь» (так в Белоруссии называют события 19 декабря в Минске. — «Газета.Ru») амнистия распространяться не будет. Кроме того, осталось положение, что амнистия не распространяется на злостных нарушителей режима. А как мы знаем, сегодня все политзаключенные имеют статус нарушителей режима, в том числе и наш коллега Алесь Беляцкий. Он недавно писал, что едва ли не треть отряда освобождается по амнистии, а многие получают право на условно-досрочное освобождение из-за того, что отменяется год заключения. Но не он. Поэтому я боюсь, что мы не увидим освобождения политзаключенных по закону об амнистии. Это искусственная политизация, это специально сделано, чтобы не освобождать политзаключенных», — рассказывал Стефанович.

Помимо Статкевича, Северинца и Беляцкого, по версии «Белорусской христианской демократии», политзаключенными считаются лидер «Молодого фронта» Дмитрий Дашкевич и его соратник Эдуард Лобов, анархисты Игорь Олиневич, Александр Францкевич, Николай Дедок, активист «Белорусского народного фронта» Сергей Коваленко, осужденный за «надругательство над государственными символами» Александр Молчанов и еще шесть человек. Узником совести признан Amnesty International и журналист Андрей Почобут, арестованный в июне по статье за клевету в адрес президента Лукашенко.

В МВД Белоруссии уже подвели первые итоги амнистии: «Начальниками исправительных учреждений закрытого типа вынесены постановления об освобождении от дальнейшего отбывания наказания 237 человек, в том числе 44 человек, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, 6 женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, 7 лиц пенсионного возраста». «Данные лица отбывали наказание за совершение преступлений, не представляющих большой общественной опасности либо менее тяжких. В период отбывания наказания характеризовались положительно», — отметили в министерстве. «Принято решение о сокращении срока наказания на один год в отношении 406 человек. Отказано в применении амнистии 997 осужденным», — сообщили в МВД.

Новости и материалы
Для тушения горящего склады в Барнауле привлекли пожарный поезд
Девушка Тимати снялась в леопардовом бюстгальтере
Журналист заявил, что Зеленский пять лет назад был «марионеткой преступника»
В ДНР нашли тела расстрелянных ВСУ мирных жителей
«Спартак» может зимой продать российского полузащитника
Джиган споет с Валей Карнавал
В РФ отреагировали на возможное расширение зоны ударов западными ракетами
В Московском зоопарке появился гигантский осьминог
Капитан «Локомотива» назвал незаслуженной победу «Спартака» в дерби
Вера Брежнева о личной жизни: «Я влюблена»
В Кривом Роге не могут начать отопительный сезон из-за мобилизации специалистов
Пьяный россиянин выжил, попав под поезд
Тарасова прокомментировала примирение Ягудина и Плющенко
Средства ПВО за сутки сбили более 40 украинских беспилотников над российскими регионами
МВД Грузии пригрозило оппозиции
Жена Бибера снялась в топе и шортах спустя три месяца после родов
Зеленский призвал дать Украине больше ПВО
Звезде «Семнадцати мгновений весны» потребовалась экстренная помощь врачей
Все новости