Жену и внука депутата от «Справедливой России» Геннадия Гудкова, прилетевших в пятницу в Москву, в аэропорту Домодедово встретили сотрудники ФСБ, действовавшие, по их словам, по поручению Следственного комитета. Об этом «Газете.Ru» рассказал сам Геннадий Гудков.
Супруга Гудкова Мария прилетела с внуком на свадьбу к старшему сыну, Дмитрию Гудкову, также депутату Госдумы. На летном поле сразу по выходе из самолета к ней подошли четверо сотрудников ФСБ и предложили проехать в Следственный комитет для дачи показаний, однако женщина отказалась.
Гудков, находившийся в это время в Следственном комитете, куда явился добровольно, чтобы составить график посещения следователя членами его семьи, выразил СМИ свое крайнее негодование, назвав действия сотрудников ФСБ попытками задержания.
Следственный комитет мгновенно уточнил, что о задержании речи не идет, сотрудники ФСБ лишь вручили повестку о вызове к следователям.
«В процессуальном плане это задержанием, конечно, не является. Безусловно, когда женщину с ребенком на летном поле встречают четыре крепких молодых человека, говорящих: «Пройдемте в машину», — это шутки для людей, не отличающих повестки от приглашения. Видимо, они вообще просто помочь хотели — бесплатную машину пригнали», — язвительно прокомментировал инцидент Гудков.
Двумя днями раньше повестки получили сестра Геннадия Гудкова Ирина и его младший сын Владимир. По словам депутата, он связался со Следственным комитетом еще в среду, приехал, чтобы ответить на вопросы, хотя, как член Госдумы, пользуется неприкосновенностью и до ее снятия на допрос быть вызван не может.
«Я решил по доброй воле явиться в Следственный комитет, чтобы вместе со следователем составить график, когда и кто из членов моей семьи сможет прийти для беседы. Вызваны не только дети, жена и сестра, но даже бывшие жены сыновей и их родственники. За нас взялись серьезно», — отметил Гудков.
Следственный комитет не уточняет, в рамках какого уголовного дела проводится опрос. Такая форма процессуальных действий может проводиться во время доследственной проверки, когда решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Как сообщил Геннадий Гудков «Газете.Ru», речь идет о проверке заявления гражданина Болгарии Ивайло Зартова о якобы действующем в этой стране гудковском бизнесе.
Гудков не впервые жалуется на действия силовиков по отношению к его родственникам. Ранее серия проверок прошла в частных охранных предприятиях (ЧОП), принадлежащих семье депутата. В частности, столичный главк МВД подготовил иск в арбитражный суд об аннулировании лицензии одного из принадлежащих семье Гудкова ЧОП «Пантан». В мае и июне полиция аннулировала разрешения на хранение и использование оружия ЧОП «Пантан» и «Аякс-Интер». Депутаты называли это дело политическим и связывали его с оппозиционной деятельностью. Сотрудники ЧОПов Гудковых охраняли крупные митинги оппозиции последних месяцев.
В конце июня Геннадий Гудков сообщил, что под давлением МВД вынужден продать семейный охранный бизнес крупной компании из Петербурга. Силовиков это не остановило, и в начале июля пресс-служба МВД заявила, что в полиции усматривают возможность монопольного сговора между частным охранным предприятием «Аякс-Интер» и одной из мелкооптовых сетей при заключении договоров на оказание охранных услуг. По мнению МВД, с учетом собранных материалов имеются основания полагать, что руководство ЧОП «Аякс-Интер» заключило договоры на охрану этих объектов, заведомо зная, что не в состоянии обеспечить качество услуг, соответствующее установленным требованиям, ввиду отсутствия в штате предприятия необходимого количества работников, имеющих правовой статус частного охранника. «Кроме того, выявлен факт использования работником предприятия поддельного свидетельства о присвоении квалификации. В этой связи материал передан в ГУ МВД России по Москве для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела», — сообщало тогда МВД.
Геннадий Гудков сам долгое время работал в спецслужбах и имеет звание полковника ФСБ запаса. По словам депутата, он обсуждал сложившуюся ситуацию со своими экс-коллегами из силовых ведомств.
«Говорят, что зря я связался с протестующими с Болотной, что никто бы иначе меня не трогал, а теперь я допрыгался и буду отвечать, — рассказал депутат. — Вообще удивительно, конечно: опрос проводится в рамках дела, возбужденного по некой «маляве» — иного слова нет — от гражданина Болгарии Ивайло Зартова, осужденного болгарским судом на 12 лет. Некогда он обокрал одну из моих компаний и получил от правосудия по заслугам. И этот осужденный выходит в интернет, пишет шесть строк обращения, а следствие использует это как предлог, чтобы вцепиться во всю мою семью. Как будто я бен Ладен какой-то».
В июне 2012 года гражданин Болгарии Зартов сообщил в Следственный комитет через интернет-форму обратной связи об инвестировании Геннадием Гудковым денежных средств в иностранной валюте в фирму, расположенную в Болгарии, и уклонении от уплаты налогов на территории России. Сам Гудков эти обвинения категорически опровергает.
— На меня уже выходили высокопоставленные лица, предлагали пойти на мировую, искать компромиссные варианты при одном условии: я отказываюсь от дальнейшего участия во внепарламентском протесте. Говорили, что я все потеряю. Я ответил, что и так все потеряю, если они останутся у власти, поэтому на компромисс с совестью не пойду, — пояснил Гудков.
Это не первая неприятность, которая происходит с депутатом с тех пор, как он начал регулярно участвовать в митингах протеста после выборов в Госдуму 4 декабря 2011 года. В весеннюю сессию ему вынесли порицание на думской комиссии по этике за использование служебного положения и неприкосновенности для участия в несанкционированных акциях. Помимо проверок семейных ЧОПов Гудков неоднократно становился жертвой прослушек телефонных разговоров, которые публиковал сайт LifeNews, таинственным образом приобретший их у неизвестных источников.