Единороссам удалось удержать руководство в абсолютном большинстве муниципальных собраний Москвы, даже в тех, где у депутатов от КПРФ, «Справедливой России» и независимых самовыдвиженцев было суммарное большинство или же блокирующий пакет голосов (более одной трети собрания). Об этом говорили в кулуарах закрытого семинара КПРФ, на который были приглашены как муниципальные депутаты этих партий, так и некоторые независимые депутаты.
Беспартийный муниципальный депутат района Щукино Максим Кац рассказал «Газете.Ru», что это мнение высказывали представители руководства московского отделения Компартии и что главной причиной политического провала объединенной оппозиции стали внутренние разногласия и неумение договариваться между собой.
«Говорили, что оппозиция не умеет действовать согласованно и что во многих районах депутаты от КПРФ или «Справедливой России» не могут договориться между собой и вместо этого поддерживают кандидата, которого предлагает управа, — сказал Кац. — Партийцам обычно предлагают «пакетные» соглашения и посты заместителей председателей, и в результате во многих районах они идут на договоренности с властью».
На выборах депутатов муниципальных собраний в Москве 4 марта независимые самовыдвиженцы, представители КПРФ, «Справедливой России» и «Яблока» получили пятую часть всех голосов избирателей. На деле это означало около 300 депутатских мандатов, объединенное большинство в трех районах и возможность блокировать любое решение еще примерно в 20 из 125 (в частности, в Тропарево-Никулино, Выхино-Жулебино, Черемушках, Коньково, Сокольниках, Таганском, Дорогомилово, Хамовниках, Пресне, Тверском,Северном Измайлово, Кузьминках, Печатниках). В связи с появлением небольшой, но реальной оппозиции у единороссов и городских властей поначалу возникли серьезные проблемы с избранием лояльных председателей муниципальных собраний. Многие депутаты жаловались, что на них оказывается давление, кто-то начал договариваться. Итог печален. Например, в районе Пресня, несмотря на то что у объединенной оппозиции было большинство, руководителем собрания при поддержке коммунистов стал человек, лояльный управе, блокпакеты в других районах не сработали, так как или «эсеры», или коммунисты, а часто и независимые кандидаты шли на сговор с властями и голосовали за нужных кандидатов. Руководители собраний избраны еще не во всех районах, однако оппозиция удержала за собой лишь два: Дорогомилово, где исполняющим обязанности председателя является яблочница Зоя Шаргатова, и Таганский, где и. о. — справедливоросс Илья Свиридов.
Впрочем, Свиридов, вероятно, своего поста лишится: коммунисты не одобрят его кандидатуру после того, как представительница «Справедливой России» на Пресне Елена Ткач отказалась голосовать за аффилированного с управой кандидата, которого поддержали представители КПРФ. Изначально договоренности между партиями и самовыдвиженцами выглядели так: «Справедливая Россия» и независимые депутаты поддержат кандидата-коммуниста на Пресне в обмен на такую же поддержку на Таганке. Однако после 4 неудачных попыток голосования (объединенной оппозиции не хватало одного голоса для победы, единороссы же на Пресне в меньшинстве) коммунисты внезапно изменили тактику и поддержали кандидата, выгодного управе.
Случаи локальных «измен» справедливороссов или коммунистов, а в ряде случаев и самовыдвиженцев, разрушившие сложившиеся коалиции, которые позволяли блокировать решения, выгодные власти, произошли повсеместно, рассказал муниципальный депутат района Зюзино Константин Янкаускас.
«В районе Коньково единороссам не хватало двух голосов для победы их кандидата, и избрать лояльного власти председателя не могли полтора месяца, а потом коммунисты внезапно сказали, что пришло указание от горкома КПРФ поддержать единоросса в обмен на пост зампредседателя для коммуниста. Этот район от руководства партии курирует депутат Госдумы от КПРФ Владимир Родин. Он же курировал Пресню, и, после того как председателем стал единоросс, он и муниципальные депутаты-коммунисты пошли с представителями «Единой России» и управы на банкет. А вот если ситуацию курирует глава горкома КПРФ Андрей Клычков, то обычно властям удается противостоять. Когда мы рассказали ему про ситуацию в Коньково, Клычков сказал, что был не в курсе, — поделился с «Газетой.Ru» Янкаускас. — Справедливороссы же голосовали за лояльного управе кандидата в районе Гагаринский, к примеру, или в моем родном Зюзино».
Представители руководства «Справедливой России» и КПРФ реагируют на ситуацию по-разному, однако винят в срыве договоренностей друг друга. Руководитель московского отделения «Справедливой России» Александр Агеев говорит, что действительно муниципальные депутаты столкнулись с серьезным давлением со стороны властей вплоть до угроз снятия детей с очереди в детский сад и что действительно единичные случаи сговора с властями представителей партии есть. «Что касается ситуации на Пресне, у нас с КПРФ была договоренность, что мы поддерживаем их кандидата. Мы договоренность выполнили», — сообщил Агеев.
Второй секретарь горкома КПРФ Владимир Родин признает, что в ряде районов партия идет на договоренности с властью и не видит в этом ничего страшного, так как это является нормальной частью политического процесса. «Надо считаться с интересами жителей и, кроме того, уметь достигать соглашений. Например, вот выбирали на пост спикера Госдумы Сергея Нарышкина, и КПРФ его поддержала, потому что пропорционально распределили посты замов, комитеты. Здесь то же самое. Что касается Пресни и других случаев, мы рассчитывали, что представители других партий, в том числе Елена Ткач, нас поддержат. Мы четыре раза выставляли кандидатуры представителей КПРФ на голосование, четыре раза все срывалось, в итоге нашли компромисс, что она кричит — непонятно, — удивился Родин. — А на Таганке мы поддержали «Справедливую Россию» авансом, теперь эта поддержка прекратится, потому что это люди без чести и совести. Вот в Дорогомилово держим договоренности и даем голоса в пользу яблочницы Зои Шаргатовой, хотя с «Яблоком» вести переговоры сложно: слабая партийная дисциплина».
Родин сообщил, что коммунисты станут руководителями муниципальных собраний в четырех районах — «есть договоренности».
«Там где надо, поддержим кого надо и получим политические жесты в ответ», — заключил коммунист.
В Тропарево-Никулино председателя пытались избрать три раза, оппозицию подвели бюджетники. «Собирались три раза, и первые два расклад получался 6 на 6 голосов. Тогда со стороны управы началось серьезное давление на депутатов от оппозиции, были угрозы, приходили к ним домой, — рассказал «Газете.Ru» независимый депутат района Тропарево-Никулино Владимир Гарначук. — В результате дрогнул главврач городской поликлиники Сергей Советкин, и избрали председателем лояльного управе Сергея Куликова. На мнение независимых депутатов он в своей деятельности никакого внимания не обращает».
Есть еще несколько районов, где председатель муниципального собрания не избран, однако опрошенные «Газетой.Ru» муниципальные депутаты признают: власти удалось расколоть только что сформированные коалиции практически во всех собраниях.
Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов объясняет провал оппозиции районного масштаба недостаточным вниманием и контролем деятельности муниципальных собраний и отдельных депутатов со стороны СМИ и руководства политических партий, в силу того что в Москве внимание обычно приковано не к городской, а к федеральной политической повестке.
«Московские политики исторически считают, что федеральная повестка важнее, и крайне сложно перенаправить их интерес с общероссийской политической жизни к городской. Отсутствует понимание того, насколько эффективно работает московская власть, какие кланы есть в московском правительстве, — заметил Виноградов. — Пока интерес со стороны политиков городского масштаба не обратится к районной повестке или же пока она не начнет вызывать интерес у СМИ, ситуация не поменяется».
Вместе с тем оппозиционные депутаты, потерпев серьезный политический проигрыш, намерены продолжить работать, даже оставшись в меньшинстве.
«То, что произошло, — это проявление родовой травмы российской оппозиции, то есть неспособности договориться между собой. Да, муниципалитет курирует политические вопросы, и влиять на них оппозиции теперь будет сложно. Но остается работа с избирателями, поддержка гражданских инициатив районного масштаба, — сказала депутат муниципального собрания Дорогомилово Зоя Шаргатова. — Кроме того, оппозиционные депутаты еще сыграют свою роль, когда в Москве через три года будут выборы мэра: подписей тех депутатов по всем районам, кто так и не голосовал, даже под давлением, за председателей своих собраний, которых лоббировали управы, хватит для регистрации оппозиционного кандидата. И на этапе регистрации кандидатов в мэры за эти голоса будет идти серьезная борьба».
Владимир Гарначук борется в Тропарево-Никулино с невниманием властей к экологической катастрофе на озере в Тропаревском лесопарке (разлилась цистерна с топливными материалами), а также с незаконным размещением наркологического центра в здании единственной на весь район детской больницы. В районе Печатники независимые муниципальные депутаты добились от властей города выделения финансов на проект двора европейского типа, с отдельными зонами для игр детей и отдыха стариков. Депутат района Пресня Елена Ткач собирается продолжать свою деятельность по защите памятников архитектуры, которым угрожает снос, и сплачивать вокруг себя избирателей «для борьбы с произволом властей районного масштаба». Снос старых домов — тема для центра Москвы актуальная, поэтому на недостаток поля для гражданской деятельности Ткач в ближайшие годы жаловаться явно не придется.
Независимый депутат из Отрадного Михаил Вельмакин делает ставку не только на районные проблемы, но и на деятельность в созданном после мартовских выборов совете муниципальных депутатов, который объединит независимых районных политиков по всему городу и даст им возможность влиять на отдельные городские события, выступая остатками единого фронта.