Сенатор Руслан Гаттаров обратился в Генеральную прокуратуру в связи с публикацией в интернете переписки губернатора Кировской области Никиты Белых и его бывшего советника на общественных началах, ныне известного блогера и члена совета директоров «Аэрофлота» Алексея Навального.
Поводом для обращения в Генпрокуратуру стал не взлом почты Навального, как можно было ожидать, а содержание переписки, в которой Гаттаров усмотрел признаки преступления и «злоупотребления служебным положением губернатором Белых».
«В сети интернет появилась информация о финансовых взаимоотношениях между губернатором Кировской области Никитой Белых и блогером Алексеем Навальным в период 2010 года, когда последний являлся помощником губернатора… на общественных началах», — сообщает Гаттаров. «При этом возможность финансовых взаиморасчетов… Белых с… Навальным связывает с принятием поправок в бюджет Кировской области», — подсказывает сенатор. «Также в публикации указано высказывание о воровстве спиртоводочного завода и «улаживании» вопросов с представителями МВД и ФСБ со стороны Белых», — добавляет автор жалобы.
Свою жалобу Гаттаров охарактеризовал как «запрос проверки фактов… на предмет наличия состава преступлений по указанным фактам, а также злоупотребления служебным положением губернатором Белых».
Переписка Белых и Навального, датированная ноябрем — концом декабря 2010 года, накануне была выложена в блоге «хакера Хэлла», который уже не в первый раз берет на себя ответственность за взлом почтового ящика основателя антикоррупционного портала «Роспил». Корреспонденты конфликтуют из-за денег, матерят друг друга и в завершение как будто совсем разрывают отношения. При этом Белых упрекает Навального в «звездности», а Навальный губернатора – в невыполнении пунктов неизвестного соглашения, потворстве неким «арзамасциевским липовым аудиторам». Они «под твоим крылом фабрикуют против меня дела и рассылают их во все стороны», сообщает Навальный своему бывшему начальнику, с которого требует возврата долга. Про долг Навальный пишет чаще всего, хотя сумму, фигурирующую в переписке, нельзя назвать крупной – речь о $100.
Беседа политиков о денежном долге перед Навальным вызвала наибольшие подозрения у «хакера Хэлла» и тех, кого называют прокремлевскими интернет-троллями. По их мнению, из переписки следует, что речь не о $100, а о $100 тысячах, которые Белых якобы обещает передать Навальному через некую Машу (предположительно, через другого бывшего помощника Белых Марию Гайдар) после внесения изменений в бюджет Кировской области.
Утром во вторник хэштег #Навальныйжуликивор лидировал в трендах российского сегмента Twitter'a. Впрочем, во второй половине дня в топ трендов российского Twitter'a вышел хэштег #РукиПрочьОтНавального.
Фразу Белых о том, что «определенные высокопоставленные персонажи» уверены в том, что Навальный в свое время получил «заказ» на расследование коррупции в компании «Роснефть», некоторые интернет-пользователи интерпретировали как упреки в адрес Навального в связи с принятием такого «заказа». А из обзывательства «сп..…вший спиртоводочный завод, лесопромышленник недоделанный», брошенного Белых в адрес Навального в пылу скандала, был сделан вывод о том, что какой-то спиртзавод действительно был Навальным украден.
«Газете.Ru» Гаттаров пояснил, что усмотрел признаки преступлений в тех частях беседы, где говорилось о «сворованном спиртоводочном заводе» и «зарплате Навальному, который работал советником губернатора на общественных началах». В частности, речь о 40 тысячах евро, которые, по мнению Гаттарова, упоминаются в переписке Навального и Белых.
На вопрос, почему он решил, что речь идет о тысячах евро, если в письме Навального упомянуты всего 40 евро, Гаттаров возразил: «Вы думаете, для Белых проблема отдать Навальному $150?!»
Гаттаров обещает «обязательно опубликовать ответ Генпрокуратуры», даже если окажется, что никаких нарушений ни Белых, ни Навальный не совершали. «Я только отреагировал на общественный резонанс – в интернете факты, изложенные в переписке, вызвали много вопросов», — сказал сенатор «Газете.Ru».
На вопрос, почему запрос был подан по поводу содержания переписки, а не по факту взлома почты Навального, Гаттаров высказал предположение, что «у тех, кто пострадал, есть возможность обратиться в правоохранительные органы самостоятельно».
«Я подаю запрос на ситуацию, в которой, возможно, пострадали граждане, проживающие в Кировской области, а мы знаем, что это бедный регион», — озабочен собеседник «Газеты.Ru».
В отношении Навального Следственный комитет России действительно возбуждал уголовное дело в мае 2011 года, хотя до того кировские правоохранительные органы неоднократно отказывали в этом. По версии следствия, в 2009 году, будучи советником губернатора Белых, Навальный принудил директора предприятия «Кировлес» заключить невыгодный контракт на поставку леса. Дело было возбуждено по п. «б» ч. 3 ст. 165 УК (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения). В апреле 2012-го дело было вроде бы закрыто за отсутствием состава преступления, но в конце мая оно вновь было возобновлено и передано в следственное управление по Приволжскому федеральному округу СКР России.
Белых и Навальный уже прокомментировали попадание их писем в публичное информационное поле. Оба участника переписки обратили внимание на то, что она получена незаконным способом, но подтвердили ее аутентичность. Белых также напомнил, что их «отношения имеют давнюю историю».
«Бывает такое, что когда люди урегулируют неурегулированные отношения, то разговор у них немного некомфортный. Как это иногда бывает, неурегулированные взаимоотношения выясняются в не самой комфортной беседе», — пояснил тон беседы Навальный.
В переписке обсуждаются дела давно минувших дней, «когда белыховского губернаторства и в проекте не было», говорит Навальный. Контекст понятен только им двоим, отмечает Навальный в своем блоге, «жизнь есть жизнь, и это не касается никого, кроме меня и Белыха».
При этом Навальный, «пользуясь случаем», еще раз призвал Белых «вернуть бабло».
Белых на очередную финансовую претензию Навального не ответил, хотя, судя по тексту, писал свой комментарий позже, но напомнил, что его деятельность как единственного оппозиционного губернатора и так проверяется «под микроскопом». Тем не менее губернатор пригласил очередных «проверяющих», если «кто-то хочет еще раз».
Навальный также указывает на пристальное внимание к себе со стороны правоохранительных органов: «У меня и обыски были, и компьютеры изымали, и почту ломают, и все банковские счета рентгеном просвечивают. Слушайте, у меня, когда жена детей в школу/сад везёт, за ней наружка едет. Страшно представить, где камеры установлены. А вы говорите «сенсация из вскрытой почты». Ищут пожарные, ищет милиция. Только нельзя найти то, чего нет», — резюмирует блогер.
Вслед за сенатором Гаттаровым заявление на Навального и Белых написал комиссар движения «Наши» Константин Голоскоков. В отличие от Гаттарова, Голоскоков, которого пресс-служба движения называет руководителем «Службы независимых расследований», обратился не в Генеральную прокуратуру, а в Следственный комитет.