Президент Парагвая Фернандо Луго, за объявление импичмента которому в пятницу проголосовал парламент страны, отказался от предложения новых властей во главе с вице-президентом Федерико Франко не идти на обострение и объявил о намерении всеми мирными способами добиваться восстановления «законной власти».
В воскресенье Луго объявил о формировании собственного правительства, названного «кабинетом демократической реставрации».
Новое правительство, которое сформировал Франко (в Парагвае, как и в США, президент возглавляет кабинет министров), Луго обозвал «фальшивым». «Вы не можете сотрудничать с правительством, которое не имеет легитимности», — объявил он в воскресенье репортерам со ступеней своего городского дома на окраине Асунсьона.
В альтернативное правительство Луго пригласил всех членов своего кабинета, за исключением представителей партии Франко, в четверг объявивших, что отказывают президенту в доверии. Подлинная либерально-радикальная партия Франко, вторая по влиянию политическая сила в стране, до последней поры состояла в союзе с силами, поддерживающими Луго: в 2008 году они шли в составе единой «Патриотической коалиции за перемены». Однако вскоре избранный вместе с Луго вице-президент Федерико Франко разошелся во взглядах со своим напарником.
В последние недели бывшие союзники размежевались окончательно: левый курс, взятый кабинетом Луго, и особенно земельная реформа, направленная на разукрупнение землевладений, вызывал нарекания у правоцентристов. Компенсировать раскол в коалиции Луго не удавалось: некогда высокая популярность бывшего католического епископа (он вернулся в миряне, чтобы заняться политикой в 2006 году) постепенно сошла на нет, подкошенная рядом сексуальных скандалов и опасениями за президентское здоровье.
Конгресс Парагвая проголосовал за импичмент главы государства в пятницу. Официально он был обвинен в халатности при исполнении президентских обязанностей: Луго было поставлено в вину, что он не смог положить конец противостоянию крестьян и полиции. В ходе столкновений сопротивлявшихся принудительному выселению с земли крестьян с полицией погибли 6 полицейских и 11 протестующих.
Главой государства по Конституции стал вице-президент республики. Луго назвал импичмент «парламентским переворотом, идущим вразрез с волей народа».
Ситуация в Парагвае напоминает ситуацию с государственным переворотом в Гондурасе два года назад. В июне 2009-го в этой стране был отстранен от власти президент Мануэль Селайя, бывший либерал, резко полевевший после прихода к власти и взявший курс на союз с популистом Чавесом. Свержение Селайи выглядело куда более впечатляюще, чем голосование в парагвайском парламенте: спящего президента Гондураса схватили в его спальне люди в масках, затолкали в автомобиль, вывезли в аэропорт и отправили в соседнюю Коста-Рику. Парламент и Конституционный суд поддержали действия военных, проголосовали за объявление импичмента президенту и назначение на его место спикера парламента Роберто Мичелетти. Селайе также ставили в вину нарушение его президентских обязанностей: так, он инициировал проведение референдума, отменяющего конституционное положение о запрете действующему президенту баллотироваться на второй срок.
В отличие от Гондураса, в столицу которого были введены танки, а сторонники и противники Селайи вели настоящие уличные бои, ситуация в Парагвае пока не тянет на масштабное гражданское противостояние. Несмотря на известия об импичменте, улицы Асунсьона в выходные оставались спокойными, лишь небольшая группа сторонников Луго устроила демонстрацию протеста перед штаб-квартирой государственного телевидения. Сам Луго остается на свободе, и никаких сигналов о том, что эта ситуация изменится, от парагвайских силовиков не поступало.
Не собирается отставленный президент и призывать к массовым акциям неповиновения – вместо этого он объявил, что готов вновь выставить свою кандидатуру на президентских выборах, которые должны состояться уже в следующем году.
«Мы изменим историю еще раз — демократическим путем, при поддержке общества. Я верю в то, что большинство, которое было получено в 2008 году, можно будет собрать и в 2013-м», — цитирует Луго испанская газета ABC. Эти выборы станут всего лишь пятыми в новейшей истории Парагвая: последний диктатор этой латиноамериканской страны Альфредо Стресснер был свергнут в 1989 году после 45 лет у власти.
Страны региона грозят кабинету Франко санкциями, считая отстранение от власти Луго нелегитимным.
Сразу же после известий об импичменте своих послов из Асунсьона отозвали Аргентина и Бразилия — ведущие региональные державы. Их не устроил тот факт, что Луго не было предоставлено должного времени для подготовки защиты от предъявленных ему обвинений. Латиноамериканская пресса дружно называет поведение парагвайских парламентариев «экспресс-импичментом».
Особенно веским является слово МЕРКОСУРа, регионального экономического блока, в который входит Парагвай, а также Бразилия, Аргентина, Венесуэла и Уругвай. МИД Аргентины, в настоящее время председательствующей в блоке, выступил в субботу с заявлением, в котором «энергично осудил нарушение демократического порядка» в Парагвае. С ним солидаризировались также внешнеполитические ведомства остальных стран блока, а также ассоциированных членов МЕРКОСУРа – Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и Чили, назвавшие произошедшее в Парагвае «законодательным, парламентским или институциональным переворотом».
Глава аргентинского МИДа Эктор Тимерман пообещал официальному Асунсьону санкции, если «демократический строй» не будет восстановлен. Страны МЕРКОСУРа вправе налагать торговые и экономические санкции на одного из своих членов, что зафиксировано в уставных документах блока, подразумевающих, что «полноценные демократические институты» являются «главным предварительным условием» для интеграции. Обе палаты аргентинского парламента в понедельник собираются принять жесткие осуждающие резолюции.
Санкции могут быть одобрены уже 29 июня, когда лидеры МЕРКОСУР соберутся на очередной саммит в аргентинской Мендосе, предполагает Тимерман.
Как заявил Reuters один высокопоставленный бразильский дипломат, «задача состоит в том, чтобы сделать новое правительство парией», отметив, что его правительство воздержится от возвращения своего посла в Асунсьон до тех пор, пока Франко будет оставаться у власти. Венесуэла, один из наиболее близких союзников левака Луго, уже объявила о введении санкций в одностороннем порядке. «Мы не признаем это правительство. Я приказал послу в Асунсьоне паковать вещи и уезжать. Поставки нефти мы тоже прекратим», — заявил в эфире национального телевидения президент Уго Чавес. Венесуэльская нефть обеспечивала до четверти всего потребления Парагвая, так что угрозы из уст Чавеса весьма серьезны.
Луго собирается лично прибыть на саммит в Мендосу, чтобы удостовериться в поддержке региональных лидеров. Его участие будет «свидетельским», а не официальным, уточнил для журналистов министр информации в его правительстве Аугусто дос Сантос. Франко же, напротив, от участия в форуме отстранен: он подтвердил в субботу, что получил из штаб-квартиры блока ноту о приостановлении полномочий Парагвая. Сможет ли отправиться в Аргентину новоназначенный министр иностранных дел его кабинета, пока остается неизвестным.
Правительство Франко признали легитимным правительства Германии, Канады и Испании, причем европейские дипломаты объясняют это там, что сам Луго перед голосованием в парламенте по его кандидатуре говорил, что примет любое решение законодателей.