Следственный комитет в понедельник обратился в Госдуму с требованием снять неприкосновенность с депутата-коммуниста Владимира Бессонова. Следователи из Ростовской области нашли в действиях депутата признаки применения насилия в отношении представителя власти (ч. ч. 1 и 2 ст. 318 УК РФ). В худшем случае Бессонову может грозить до 10 лет тюрьмы.
Как уверяет следствие, во время «несанкционированной» акции перед зданием полпредства по Южному федеральному округу в Ростове-на-Дону Бессонов «совместно с другими неустановленными участниками митинга нанес полицейским удары и повредил форменную одежду».
Акция, о которой говорят следователи, прошла еще в декабре, за два дня до выборов в Госдуму. В ведомстве уверяют, что запрос на депутата отправлен в Думу лишь сейчас, поскольку все это время велась доследственная проверка.
После семи месяцев расследования в СК решили, что следствие будет более эффективным, если Бессонов лишится неприкосновенности.
«Учитывая то, что все обстоятельства произошедшего могут быть полностью установлены и закреплены только в рамках уголовного дела, Следственный комитет обратился в Государственную думу с соответствующим представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутата… Бессонова», — говорится в официальном сообщении на сайте Следственного комитета.
Депутат Бессонов в понедельник был недоступен для комментариев.
В КПРФ не сомневаются, что попытка завести на депутата дело носит исключительно политический характер. Сам разгон мероприятия был незаконным, поскольку 2 декабря в Ростове-на-Дону проходила акция в формате встречи с депутатами, говорит управделами местного отделения КПРФ Сергей Дреев.
«Была встреча с депутатами. Там были три депутата Государственной думы (коммунисты Виктор и Николай Коломейцевы и «эсер» Михаил Емельянов – «Газета.Ru»), пять или шесть депутатов Законодательного собрания Ростовской области и около 15 зарегистрированных кандидатов в депутаты Госдумы», — рассказал Дреев «Газете.Ru».
По его словам, первые сорок минут встреча с депутатами проходила спокойно, однако затем перед зданием полпредства по ЮФО появились заместитель начальника ГУ МВД России по Ростовской области Антон Грачев и замгубернатора области Сергей Горбань. Они попытались остановить мероприятие, отключив звуковую аппаратуру.
«Их просто оттеснили. Никакой драки, никаких побоев не было. В этих роликах показывают Грачева через пару минут, якобы его били. Если бы его били, он бы там не стоял через две минуты в совершенно нормальном виде», — говорит Дреев.
По его мнению, речь идет о «полицейской провокации». Дреев указывает на странности в деле: запрос в Думу от СК появился лишь через полгода после несанкционированной акции, но зато аккурат накануне отчета губернатора перед законодательным собранием области. Бизнес-интересов на уровне региона у Бессонова нет, коммунист занимается исключительно политической деятельностью, а не предпринимательской, добавляет Дреев.
Председатель фракции КПРФ в Думе Иван Мельников также считает дело против Бессонова политическим. «Видимо, у кого-то чешутся руки «поучить» КПРФ за неприятие реформы полиции и нового закона о массовых акциях, — сказал Мельников. — Даже странно, как представители власти не понимают того, что сами же вбрасывают в протестное поле заведомо провокационное решение». Руководитель фракции отметил, что своего депутата коммунисты намерены «защищать». При этом Мельников не исключает, что при обсуждении вопроса о лишении полномочий депутата за Бессонова вступятся не только представители оппозиции, но и единороссы.
Голосовать за лишение депутатских полномочий депутатам в ближайшее время не придется – скорее всего, запрос Следственного комитета вернут обратно в ведомство с просьбой подготовить его в соответствии с регламентом Думы, полагает первый заместитель думского комитета по регламенту депутат от «Единой России» Надежда Герасимова. Вопросы, связанные со статусом депутатов, рассматривает именно этот комитет.
Герасимова напоминает, что, в соответствии с регламентом Думы, вопрос о лишении неприкосновенности депутатов в России может поставить всего один человек – генпрокурор. «Здесь написано «по представлению генпрокурора», то есть даже не «по представлению «заместителя генпрокурора, прокуратуры или Следственного комитета». Это персональный уровень, а не ведомственный», — подчеркнула Герасимова.
Именно генпрокурор Юрий Чайка в 2010 году ходатайствовал о лишении неприкосновенности депутата от ЛДПР Ашота Егиазаряна, подозреваемого в особо крупном мошенничестве. После Егиазаряна Думе решать подобных вопросов не приходилось, говорит председатель думской комиссии по этике Владимир Пехтин. «Таких случаев за историю Государственной думы было не так много. Крайний случай был с депутатом от ЛДПР, когда Дума дала согласие на проведение судебных мероприятий. В связи с уголовно наказуемым деянием с него была снята неприкосновенность. С Бессоновым не могу ничего сказать – на него обращение в комиссию по депутатской этике не поступало», — сказал «Газете.Ru» Пехтин.
После беспорядков на Болотной площади 6 мая несколько депутатов-единороссов предлагали лишить неприкосновенности «эсеров» Дмитрия и Геннадия Гудковых, а также Илью Пономарева. По мнению представителей фракции ЕР, оппозиционеры злоупотребили депутатскими правами. Сейчас этот вопрос рассматривает думская комиссия по этике, однако, по словам председателя комиссии Владимира Пехтина, речь идет именно о моральной стороне поведения «эсеров», поэтому им предлагают отказаться от неприкосновенности самим. «Здесь больше моральная сторона. Сегодня ответственность несут те граждане, которые совершили правонарушения. А в отношении Гудковых и Пономарева ничего нет, потому что они являются депутатами Госдумы, – сказал Пехтин. – Мы им просто предлагаем: войдите в то же правовое поле, что те люди, которых вы за собой ведете».
Дмитрий Гудков в разговоре с «Газетой.Ru» усомнился в том, что власти захочется открыть «ящик Пандоры» и начать лишать неприкосновенности представителей думской оппозиции — как Бессонова, так и депутатов-«эсеров». «Я думаю, что этого не произойдет. А если произойдет, то ударит очень сильно по репутации и престижу власти, — сказал депутат. — Можно, конечно, попробовать открыть «ящик Пандоры» и попробовать посадить Бессонова, Гудковых и Пономарева, но я, честно говоря, не верю в перспективы этого дела».
По мнению главы фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, власть сейчас стоит перед выбором: ограничить полномочия депутатов или существенно снизить легитимность Государственной думы, отняв мандаты у оппозиционеров, а история с запросом СК может быть проверкой реакции КПРФ. «Интересно, что это прецедент с оппозиционным депутатом, но не являющимся общеизвестным протестным лидером, — отмечает Виноградов. — Второе – тестируется реакция КПРФ, которая колеблется, занимать мягкую позицию или жесткое. Третье – традиционно Государственная дума больше играла на стороне прокуратуры, а не Следственного комитета. Это тоже интересный тест».