В субботу и воскресенье пройдет второй тур президентских выборов в Египте. На пост главы государства претендует кандидат от «братьев-мусульман» (организация запрещена в России) Мухаммед Мурси и экс-премьер страны Ахмед Шафик, которого упрекают в симпатиях к свергнутому президенту страны Хосни Мубараку. Шафик был назначен премьером за полторы недели до вынужденной отставки Мубарака 11 февраля прошлого года и продержался на этом посту два месяца - пришедшие к власти военные вынуждены были под давлением революционной улицы сменить его на профессора Каирского университета и бывшего министра Эссама Шарафа, который попытался добиться благосклонности «площади Тахрир».
Высший конституционный суд страны в четверг постановил, что Шафик вправе продолжать борьбу за пост президента Египта во втором туре выборов. Ранее Шафика дважды снимали с выборов в связи с законом, запрещающим фигурам, связанным с режимом свергнутого Хосни Мубарака, баллотироваться в органы власти.
В тот же день Высший конституционный суд страны вынес решение приостановке парламента страны, который контролировали исламисты.
Согласно решению суда, при выдвижении кандидатов по одномандатным округам (они занимают в парламенте 30% мест) был нарушен принцип состязательности. Такое решение означает, что должны быть объявлены новые выборы, на которых определится судьба трети депутатских мандатов. Работа действующего парламента будет приостановлена до избрания новых депутатов. Позднее в пятницу стало известно о том, что в парламент страны пришло уведомление о роспуске от правящего в стране Высшего военного совета, об этом сообщает Al Ahram. Совет, возглавляемый фельдмаршалом Мухаммедом Хусейном Тантауи, крайне негативно реагирует на растущие аппетиты исламистов, добравшихся до власти. В первые месяцы после революции военные и исламисты, которые держались в стороне от событий на площади Тахрир, чтобы не спровоцировать очередные репрессии, были даже тактическими союзниками, их соперниками выступали либералы, западники и молодежь. Однако парламентские выборы, прошедшие этой зимой, продемонстрировали катастрофическое ослабление западников: в выигрыше от революции в итоге оказались лишь исламисты, получившие под своей контроль около 70% мест в обеих палатах парламента.
КС, созданный вторым президентом Египта Гамалем Абделем Насером в конце 1960-х, на протяжении десятилетий оставался независимым от главы государства органом, однако в правление Мубарака исполнительная власть взяла его под свой контроль - президент получил право окончательно утверждать кандидатуры судей, что раньше коллегия ВКС делала самостоятельно. В итоге высший судебный орган оказался состоящим из ставленников Мубарака, три года назад его возглавил бывший военный судья Фарук Султан, что в настоящее время лишь серьезнее подтачивает легитимность ВКС. Судейское сообщество как таковое дало немало поводов указать на его предвзятость. Не так давно Ахмед аль-Зенд, глава египетской ассоциации судей, объединяющей 8 тыс. законников, почти открыто встал на сторону военных, объявив, что «Египет катится к пропасти», попадая «в руки тех, кто не может справляться с проблемами», очевидно намекая на исламистов из Партии свободы и справедливости (политическое крыло «братьев-мусульман») и еще более радикальную партию «Ан-Нур».
Исламисты уже выразили крайнее неудовольствие решениями конституционного суда, даже называя его «переворотом».
«Допуск к выборам кандидата от военных и роспуск парламента на фоне предоставления военной полиции неограниченных прав на арест может расцениваться как полный переворот в стране», - цитирует «Би-би-си» исламиста Абдель-Монейма Абуль Футуха, занявшего четвертое место в первом туре выборов с 17% голосами избирателей.
Несмотря на то, что он был в 2011 году исключен из движения «братьев-мусульман», Абуль Футух поддержал во втором туре выборов Мурси. Его коллега по парламенту Мухаммед Бельтаги отреагировал на происходящее в Facebook: «Все это выглядит как окончательный государственный переворот, в ходе которого Высший военный совет переворачивает самую благородную страницу национальной истории. Такого Египта желают Шафик и военные».
Сам Мурси уже пообещал призвать народ к выходу на улицу в случае возможных фальсификаций на выборах и предупредил о готовности «продолжить революцию».
Шафик, которого оппоненты упрекают в тесном сотрудничестве с режимом Мубарака и даже соучастии в его преступлениях, назвал решения Высшего конституционного суда «историческими» и приветствовал их.
Экс-премьер обещает положить нарастающему хаосу в стране, его поддерживают военные, значительная часть бизнес-элиты, христианское меньшинство, составляющее 10% населения, опасающееся прихода к власти исламистов. Кандидат от «братьев-мусульман» старался заручиться перед вторым туром голосования поддержкой самых различных политических сил, обещая учесть их интересы в случае избрания президентом.
Кто бы ни стал главой государства, ему придется иметь дело с тем, что полномочия президента до конца не определены - новая Конституция страны так и не была утверждена парламентом страны, и Египет по-прежнему управляется военными в соответствии с мубараковским Основным законом, в который после революции были внесены многочисленные и зачастую противоречащие друг другу поправки. Военные обещают полностью передать власть гражданскому правительству и новоизбранному президенту уже в июле, но многие в Египте не доверяют этим заявлениям, опасаясь, что правящей хунте или удастся сформировать марионеточное правительство или она пойдет на открытый военный переворот.