Дэвид Кэмерон стал последним и самым высокопоставленным свидетелем, представших перед комиссией судьи сэра Брайана Левесена, главы Совета по судебным решениям Англии и Уэльса. Комиссия работала в течение последних семи месяцев, собирая свидетельские показания всех причастных к скандалу с прослушками. Среди давших свои показания лорду-законнику Левесену – трое бывших премьеров, Джон Мейджор, Тони Блэр и Гордон Браун.
Кэмерон назвал «нонсенсом» обвинения в том, что его партия пообещала News Corp. согласовать продажу BSkyB, если газеты медиахолдинга выступят в их поддержку перед выборами 2010 года.
Премьер подтвердил, что был не в курсе планов News Corp. приобрести крупнейшего британского оператора кабельного телевидения за £8 млрд. «Я не верю в теорию, что там были какие-то подмигивания или какая-то завуалированная сделка», - объяснил Кэмерон, добавив: «Конечно, я хотел внимания газет, других журналистов, издателей, владельцев (СМИ), вещателей. я очень старался в этом, потому что хотел донести то, что Консервативная партия и я в случае выигрыша могли бы донести до страны».
В то же время премьер вынужден был признать, что в настоящее время СМИ и политики слишком сильно переплелись, и из-за этого оба института теряют доверие общества. Но нарушение правил разделения прессы и политики начались не сейчас, сослался Кэмерон на пример Уинстона Черчилля, назначившего в годы Второй мировой войны медиамагната Уильяма Эйткена, барона Бивербрука, сначала министром авиационной промышленности, затем министром снабжения, а затем и лордом-хранителем Малой печати. «Это вызывало вопросы в течение многих лет, - подвел итог Кэмерон. – Но я думаю, в течение последних 20 лет отношения (между прессой и политиками) строились неправильно».
Однако вряд ли Кэмерону удастся убедить кого-то в своей искренности. «Есть ощущение того, что (между тори и Мердоком) были налажены привилегированные отношения, и это ощущение становится все более и более четким, что не делает правительству ничего хорошего», — приводит The Washington Post слова профессора Лондонской школы экономики Родни Беркера. Сам же образ Кэмерона как «витающего в облаках, но в целом приятного парня» был подорван, добавляет эксперт.
В ходе слушаний один из членов комиссии Роберт Джей зачитал направленное в октябре 2009 года Кэмерону бывшей главой News Int. Ребеккой Брукс смс, в которой та заверяет собеседника, что «устремляется» на его речь в парламент, не только потому что является его «гордым другом», но и потому что «в профессиональным смысле» они оба «однозначно держатся вместе». «Речь всей вашей жизни? Yes he Cam», — писала Брукс Кэмерону, переиначивая предвыборный лозунг Барака Обамы 2008 года Yes he can «Да, он может». Под этим же заголовком на следующий день после парламентской речи Кэмерона вышла редакционная статья в газете The Sun. Премьеру пришлось отвечать перед комиссией за свои слишком тесные связи с медиаменеджером, которая к тому же приходилась супругой его другу детства и партнеру по теннису Чарли Бруксу. Правда, ответы были весьма расплывчаты.
Премьер сам инициировал независимое расследование летом прошлого года, когда вскрылся скандал с прослушками, которые организовал старейший британский таблоид The News of the World (NOTW). Полицейское расследование вскрыло целую сеть информаторов желтой прессы в том числе и внутри Скотленд-ярда, а также многочисленные конфликты интересов. Под удар попал и сам Кэмерон, назначивший сразу же после своей победы на выборах бывшего редактора NOTW Энди Коулсона своим директором по связям с общественностью несмотря на то, что тот еще в 2007 году вынужден был подать в отставку из-за вскрывшейся истории о том, что журналисты его издания организовали прослушку членов королевской семьи. Именно Коулсона пресса называла «связным» между истэблишментом тори и медиамагнатом Рупертом Мердоком, чья компания News Corp. через свою британскую дочку News International была владельцем издания со 168-летней историей, а помимо этого также и газетами The Times, The Sunday Times и еще одного таблоида The Sun.
По итогам расследования почти весь менеджмент газеты, а также ряд сотрудников корпорации News Int. Первым в июле прошлого года оказался за решеткой Коулсон. Мердок же был вынужден закрыть NOTW, а Кэмерон неоднократно подчеркивать, в том числе перед лицом парламентариев, свою непричастность к сделке с BSkyB.
Кэмерон согласился в ходе слушаний с необходимостью создания новой инстанции, которая бы следила за соблюдением этических стандартов прессы, которая была бы независимой и от парламента, и от самих СМИ. Такой орган не должен обладать излишними регулятивными функциями, но в то же время должен следить за прозрачностью отношений между журналистами и ньюсмейкерами, предположил он. Расследование комиссии Левесена завершится, по предположению «Би-би-си», не ранее осени этого года.