Социологи вновь подтвердили, что разговоры об эмиграции остаются одной из излюбленных тем для россиян, но перевести слова в дела готов далеко не каждый. «Левада-центр» обнародовал данные последнего опроса, посвященного желанию граждан России покинуть родину и готовности это осуществить.
20% опрошенных подтвердили, что хотели бы эмигрировать из России, причем 6% ответили на этот вопрос со всей определенностью.
Чуть более четверти респондентов, 27%, заявили, что скорее не хотели бы уезжать на ПМЖ за границу. Непоколебимых патриотов своей страны социологи насчитали менее половины – 46% россиян ответили на вопрос об эмиграции определенно отрицательно. Еще 8% не смогли сформулировать своего отношения к прощанию с родиной.
Возвращение к власти Владимира Путина и последовавший за ним политический кризис не спровоцировали чемоданных настроений – год назад изъявляли желание уехать из России даже больше опрошенных – 22%.
Твердо отрицательно на вопрос об эмиграции в мае 2011 года ответили 48% респондентов, еще 25% высказывались не столь категорично.
Однако о смене страны проживания россияне рассуждают куда активнее, чем еще три года назад. В апреле 2009 года, когда «Левада» проводил аналогичный опрос, не уточняя степени желания уехать или остаться, в пользу эмиграции высказывались только 13% опрошенных, а 80% отвергали такое решение.
Если говорить не о словах, а о делах, то свою охоту к перемене мест реализует лишь незначительная доля россиян. Лишь 1% опрошенных подтвердили, что «собирают, оформляют документы на выезд». Еще 3% говорят о том, что приняли твердое решение уехать, — год назад таковых насчитывалось 2%, а в 2009 году – 1%. Прикидывают, как можно было бы выехать на ПМЖ, также незначительное число граждан России – 5%, что меньше, чем год назад, но больше, чем в 2009 году (6% и 3% соответственно).
Данные «Левада-центра» разительно контрастируют со сделанными в марте выводами другого социологического института — ВЦИОМ. Согласно расчетам его исследователей, в первом квартале 2012 года, напротив, наблюдалось резкое падение эмиграционных настроений. Если в июле 2011 года в пользу смены места жительства высказывались 22% респондентов, то в марте этого года опросы ВЦИОМ зафиксировали лишь 11% желающих уехать, что даже меньше, чем в революционном 1991 году – тогда СССР хотели покинуть 16% опрошенных. А вот в оценках доли реально готовящихся выехать из России два института сходятся. По данным ВЦИОМ, 11% выказавших желание эмигрировать собираются это сделать в течение одного-двух лет, что дает примерно тот же 1% активно готовящихся к отъезду, что и выкладки «Левада-центра».
Официальная статистика в общем подтверждает, что не так уж много россиян выбирают отъезд. Осенью прошлого года замглавы Федеральной миграционной службы Екатерина Егорова называла цифру в 145 тысяч человек, выехавших на постоянное жительство за рубеж в 2008–2010 годах. Это составляет около 0,1% от всего населения России. Однако эта цифра может быть неполной – она касается только тех, говорила Егорова, кто «был снят с регистрационного учета» в стране.
У руководителей государства данные ФМС сомнений не вызывают. В октябре прошлого года на встрече с писателями тогдашний премьер Владимир Путин ссылался на официальную статистику, когда говорил, что по сравнению с другими странами из страны эмигрируют «минимальное количество» граждан. «Какая-то часть десятая», – прокомментировал премьер. Его вскоре поддержал и президент Дмитрий Медведев, заявивший, что «в отношении большинства людей эта тема неактуальна, что бы ни говорили, ни писали». В то же время ему пришлось признать, что в определенном масштабе эта проблема существует, так как в России «мы еще не создали оптимальные условия, чтобы все талантливые люди реализовали себя».
Последние данные ФМС, обнародованные в феврале ее главой Константином Ромодановским, свидетельствуют о выезде за рубеж в течение 2011 года 70 тысяч россиян. Чиновник тогда все же признал, что его ведомство не располагает точными данными об эмигрантах – многие не спешат расставаться с регистрацией, не то что с паспортом. Как заявил Ромодановский, даже если этих граждан в три раза больше, это не является потерей.
Опрос «Левада-центра» проводился 25–29 мая среди 1604 россиян, проживающих в 130 городах и селах в 45 регионах страны. Статистическая погрешность исследования составляет 3,4%.