Во вторник новый помощник президента России по внешней политике, в прошлом посол России в США и замглавы аппарата правительства, Юрий Ушаков объяснил журналистам, как будут строиться российско-американские отношения при новом-старом президенте. Вопросы об этих отношениях стали возникать после того, как Путин неожиданно отказался поехать на саммит G8 в Кэмп-Дэвиде, который состоялся на минувшей неделе. Но Ушаков постарался развеять сомнения, хотя и не употреблял в своем выступлении слова «перезагрузка» из времен переговоров Обамы — Медведева.
Президент Владимир Путин настроен на «стабильное, ровное, конструктивное развитие отношений» с США, сообщил Ушаков. «И важно, что такой настрой разделяется в Белом доме», — подчеркнул помощник.
О «ровных» отношениях, по мнению помощника президента, говорит переписка между двумя президентами. Обама отправил письмо Путину 2 мая, накануне инаугурации российского президента.
«Очень длинное письмо, в котором проходится буквально по всем важным вопросам двусторонних отношений и по международным темам», — рассказал Ушаков, добавив, что в письме было приглашение провести рабочую встречу вне «большой восьмерки» в Белом доме.
«Оно (письмо Путина. — «Газета.Ru») не менее длинное, в нем не менее подробно излагаются наши подходы к взаимодействию с американцами. Если суммировать, то главная мысль послания Обамы и послания российского президента — это подтверждение взаимного стремления к расширению и углублению двухсторонних отношений и выведение их на достаточно новый уровень», — подчеркнул Ушаков.
По словам помощника президента, российская сторона не хочет «упустить позитив, который был наработан между Обамой и Медведевым в последние годы». Так, Путин готов уделять самое активное внимание работе российско-американской президентской комиссии, количество рабочих групп которой может увеличиться с 20 до 22.
Две новые группы будут по «военно-техническому сотрудничеству, по которому в прежние времена даже говорить было трудно, и по кибербезопасности», уточнил Ушаков.
Приоритетом для Путина остается и работа над расширением торгово-инвестиционных связей. «Чем прочнее станет двусторонний экономический фундамент, тем крепче будет такая страховочная сетка для всего комплекса двусторонних отношений. И эта сетка могла бы гарантировать двусторонние отношения от перепадов политической конъюнктуры», — подчеркнул Ушаков, добавив, что это важно в период избирательной кампании, когда «эмоции иной раз зашкаливают».
Во время встречи Обамы и Медведева на ядерном саммите в Сеуле в конце марта президент США пообещал затянуть внутриамериканские дебаты по противоракетной обороне до ноябрьских выборов, после которых появится «пространство для маневра». Разговор, услышанный журналистами благодаря случайно включенному микрофону, вызвал вал критики. Республиканцы обвинили Обаму в предательстве национальных интересов, а кандидат в президенты США Митт Ромни назвал Россиию «геополитическим врагом номер один». «Наши предложения по ПРО хорошо известны, не исключаю, что новый импульс переговорам по этой теме будет придан уже после американских выборов. Тогда уже будет легче разговоривать», — сказал Ушаков.
Встреча двух президентов запланирована в июне на саммите «большой двадцатки», который пройдет в мексиканском Лос-Кабосе. По словам Ушакова, в ходе «полномасштабной» встречи будут приняты важные документы: «В частности, не исключаю, что будет принято президентское совместное заявление о дальнейшем сотрудничестве».
Коснулся помощник президента и резких заявлений посла США Майкла Макфола о том, что Москва подкупила Киргизию, чтобы власти этой страны «вышвырнули» американскую военную базу в Манасе.
«Он сам предварил высказывание по Киргизии ремаркой, что он не будет дипломатичным. Мне кажется, что послы все-таки должны быть дипломатичными», — посоветовал Ушаков, проработавший послом в США более 10 лет.
«Руководство обеих стран настроено на самое конструктивное взаимодействие, но и послы должны действовать именно в таком духе и не вносить диссонанс в работу своего руководства», — заметил Ушаков, добавив, что Макфол достаточно самокритичен, после каждой публичной эскапады он признается, что дал маху.
Путин при своем настороженном отношении к Соединенным Штатам не заинтересован в конфронтации, уверен главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
«Неприезд Путина на встречу «восьмерки» был его типичным жестом. Это было ответом на то, что Обама не приедет на саммит АТЭС во Владивостоке. Об этом стало официально известно позже, а решение принято раньше», — отмечает эксперт.
В Кремле полагают, что Обама останется американским президентом после выборов, считает Лукьянов. «При этом обе стороны (Россия и США. — «Газета.Ru») понимают, что в настоящее время позитивное развитие отношений невозможно, а негативное — вполне», — уверен эксперт. По его словам, в этих условиях и Москва, и Вашингтон будут организовывать встречи на высоком уровне, на которых ничего не будет происходить, обмениваться письмами и всячески демонстрировать готовность к диалогу.
Создание комиссии по военно-техническому сотрудничеству России и США только на первый взгляд кажется неожиданным, отмечает замглавы института США и Канады Павел Золотарев. «Если взять сферу противоракетной обороны, то здесь существует настоятельная необходимость в таком сотрудничестве. В качестве примера: траектория ракет со стороны предполагаемых государств, способных создать ракетную угрозу и для России, и для Соединенных Штатов, я имею в виду Иран и Северную Корею, проходит над территорией России. Если использовать этот участок для поражения ракет, то надо как-то решать вопрос, чтобы мы справлялись с этой задачей. Но для этого надо задействовать весь задел технологий США и России. Или решать вопрос взаимодействия средств военно-космической обороны», — отмечает эксперт.