Согласно предварительным данным, в первом туре президентских выборов в Египте с минимальной разницей голосов побеждает Муххамед Мурси, кандидат от Партии свободы и справедливости, политической структуры, созданной «братьями-мусульманами» (организация запрещена в России).
После обработки около 60% бюллетеней кандидат от исламистов набирает 2,7 млн голосов, на втором месте бывший премьер-министр страны Ахмед Шафик, назначенный главой правительства после начала массовых народных выступлений в Египте в январе 2011 года.
Шафик, до этого возглавлявший ВВС и министерство гражданской авиации, набрал почти 2,5 млн голосов.
Эти данные соответствуют альтернативным подсчетам «братьев-мусульман». По их данным, на которые ссылается Reuters, у Мурси 25% голосов, у Шафика 23%.
Третье место с 20% занял кандидат от социалистов Хамдин Сабахи, называющий себя последователем Гамаля Абделя Насера, создателя Египетской республики и одного из идеологов арабского социализма. На четвертом месте независимый кандидат от исламистов Абдель Монеим Абуль Футух: этот выходец из движения «братья-мусульмане», поддержанный на выборах салафитами, получил 17%. И только пятое место с 11% голосов занял генсек Лиги арабских государств, экс-глава МИД Амр Мусса, считавшийся до выборов одним из фаворитов.
Официальные данные результатов голосования в первом туре будут обнародованы во вторник.
«Братья-мусульмане» уже заявили о намерении заручиться ко второму туру выборов поддержкой занявших третье и четвертое место Сабахи и Абуль Футуха, предварительные переговоры могут пройти в субботу.
«Мы знаем, что добьемся успеха в этом объединении для сохранения нации и завершения революции», — цитирует Reuters зампреда Партии свободы и справедливости Эссама эль-Эриана. При этом исламисты предупреждают, что необходимы решительные усилия для предотвращения воссоздания старого режима, и предлагают всем политическим силам страны «присоединиться к революции, чтобы ее не украли».
Поддержанный радикальными исламистами Абуль Футух заявил своим сторонникам о намерении подняться над политическими и партийными разногласиями, не называя прямо «братьев-мусульман». Он предложил во втором туре выступить «единым фронтом против символов коррупции и угнетения», подразумевая Шафика.
Несмотря на победу в первом туре, «братья-мусульмане» набрали почти в два раза меньше голосов, чем на парламентских выборах. Наблюдатели заговорили о падении популярности исламистов и полагают, что «братьям-мусульманам» придется использовать более умеренную риторику и готовность вступать в коалиции с другими политическими силами. Также эксперты указывают на снижение популярности «братьев-мусульман» из-за критики по поводу решения выдвигать своего кандидата в президенты, несмотря на многочисленные заявления в 2011 году, что движение откажется от участия в президентских выборах. Также «братьев-мусульман» критиковали за пассивную позицию во время массовых народных выступлений в начале 2011 года против экс-президента Хосни Мубарака. Исламистское движение присоединилось к революции только на последнем этапе, и теперь его оппоненты упрекают «братьев-мусульман» в попытке воспользоваться результатами, хотя к свержению диктатора они не имели отношения.
Шафик заручился поддержкой тех египтян, которые видят в нем сильную личность, способную положить конец постреволюционной политической нестабильности и другим проблемам, в том числе резко возросшему уровню преступности.
Также экс-премьера поддержали христиане, которые составляют около 10% населения страны. Они жаловались на дискриминацию при Мубараке, но экс-премьер для них все же предпочтительнее любых исламистов.
Сам Шафик показывает готовность идти на сотрудничество с самыми разными политическими силами. В пятницу, на следующий день после окончания голосования, Шафик заявил, что не видит проблемы в том, что в случае его избрания президентом правительство страны будет сформировано «братьями-мусульманами».
Первый тур выборов в стране прошел до принятия новой конституции, поэтому полномочия главы государства пока четко не прописаны. В Египте исторически у президента были самые широкие полномочия — в его руках была сосредоточена вся полнота власти. Но из-за противоречий между партиями в парламенте пока принять конституцию не удается. Высший военный совет, находящийся у власти после отстранения Мубарака, потребовал принять новый основной закон страны к 30 июня, сроку вступления в должность нового президента.
Результаты первого тура в Египте оказались достаточно неожиданными, полагает эксперт Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев. «Сейчас в Египте происходит много нелогичных, нерациональных вещей. Очень важный момент: на протяжении долгих лет в стране была одна власть, одна партия. И для самих египтян демократия стала неожиданностью. За год создать партии с четкой идеологией сложно, поэтому люди голосовали скорее за глобальные идеи или за конкретных людей», — отмечает эксперт. По его словам, против «братьев-мусульман» на выборах выступали влиятельные силы, связанные с прежним режимом Мубарака. «Вероятно, египетский истеблишмент прикладывает максимум усилий, чтобы не допустить к власти новые силы, которые выступают за смену элит в стране. Тем не менее результат «братьев-мусульман» оказался достаточно низким», — отмечает арабист. По его словам, ситуация в Египте стремительно меняется — с каждым месяцем. «Парламентские выборы были очень давно (шесть месяцев назад – «Газета.Ru»): революционное время ускоряет все исторические процессы. Взять хотя бы тот же 1917 год: был Февраль — и был Октябрь», — проводит исторические аналогии Исаев и добавляет, что делать какие-то прогнозы об итогах второго тура крайне сложно.
Второй тур президентских выборов в Египте состоится 16–17 июня.