Власти Москвы определили площадки, на которых может быть организован так называемый московский Гайд-парк. «Мы остановились на четырех местах — Парк культуры имени Горького, Лужники, Болотная площадь и парк «Сокольники», — сообщил «Интерфаксу» начальник департамента региональной безопасности мэрии Алексей Майоров. Возможно, выбрано будет не одно место, а все четыре. По его словам, эти площадки были определены рабочей группой, состоящей из представителей мэрии, общественных и политических организаций. Но, что это за организации, он не сообщил. В ближайшие две недели москвичи могут поддержать, раскритиковать или попытаться скорректировать планы властей, оставив отзыв на сайте департамента культуры.
«Есть танцплощадки, есть детские, есть дискуссионные, — пояснил Майоров «Газете.Ru». — Там можно будет кого-то убеждать, переубеждать или даже петь, чтобы людям было интересно. Это развивает общество». По словам чиновника, эта инициатива не связана с 54-м Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», хотя, после того как концепция будет окончательно проработана, этому закону «может потребоваться корректировка».
Правда, пояснил «Газете.Ru» Майоров, мероприятия, подобные лагерю оппозиции на Чистых прудах и Кудринской, все равно не попадут под формат: в «московском Гайд-парке» нельзя будет «устанавливать сооружения, раздавать еду и организовывать жизнедеятельность».
Об этом, пообещал он, позаботятся московские власти, открыв неподалеку места, где «можно будет поесть, попить и умыться», но работать это будет не круглосуточно.
Идея создания в Москве «Гайд-парка» не нова, в мэрии об этом говорят уже несколько лет. Например, в 2007 году власти города отправляли всех желающих помитинговать на безлюдную набережную Тараса Шевченко у гостиницы «Украина», но успешной эта инициатива не была: митинговать на выселках никто не хотел. Процесс создания специального места для митингов пошел после того, как идею в феврале 2012 года поддержал Владимир Путин, заявив, что «важно, не где люди собираются, а важно, что об их мнении узнает общественность, узнает страна», поскольку «современные СМИ такую возможность могут предоставить всем». Вскоре глава департамента культуры мэрии Сергей Капков заявил: «Гайд-парк» можно сделать в Лужниках или на Воробьевых горах.
Подтолкнуть оппозицию к тому, чтобы согласиться выступать в резервации, могут и поправки в Кодекс об административных правонарушениях, который сейчас рассматривает Госдума: он предусматривает увеличение штрафа для организаторов несанкционированных мероприятий до 1,5 млн рублей ( ко второму чтению сумму обещают снизить до 300 тыс. рублей). «Потребность в таком пространстве, организации красочных дискуссий и перформансов есть, особенно в летнее время и если это не будет требовать согласований», — признает депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев, принимавший участие в организации лагерей на Чистых прудах и Кудринской площади. При этом он уверен, что «выбор места будет иметь принципиальное значение: оригинальный Гайд-парк виден из Букингемского дворца». Действительно, лондонский Гайд-парк занимает 1,4 кв. км в центре британской столицы и граничит с Кенсингтонскими садами. В открытом там еще в 1872 году «Уголке ораторов» выступали Владимир Ленин и Карл Маркс. Правда, сегодня это место уже не пользуется популярностью у британских «несогласных», предпочитающих протестовать, например, на шумной и людной Трафальгарской площади.
Для московских же протестующих, по словам Пономарева, крайне важна транспортная доступность и наличие пешеходной зоны, чтобы «привлекать сторонников извне».
Среди вариантов, предложенных мэрией, «самым привлекательным» местом он считает Болотную площадь — «богемное место, «Красный Октябрь» рядом, район с урбанистической точки зрения развивается, хотя до метро и далековато».
Тем не менее депутат предлагает рассматривать Болотную площадь как переходный вариант. Оптимальным же считает площадку, где была гостиница «Россия», которую власти Москвы уже решили превратить в парк. Обещания властей благоустроить площадку туалетами и пунктами питания он тоже только приветствует и даже готов «скинуться».
«Москвичи за этот месяц многого добились, — резюмирует Пономарев. — Если такое место будет создано, значит, это успех. Но дьявол, конечно, в деталях».
Один из заявителей митингов «За честные выборы» Надежда Митюшкина из «Солидарности» настроена еще менее оптимистично. Она, впрочем, признает, что в оппозиции «есть люди, которые ходят только на мирные акции, и для них такая площадка важна». Но у Митюшкиной «есть опасения, что «Гайд-парк» превратится в такой лепрозорий, где никого не будет видно и слышно», или что «в ответ на подачу любой заявки на любую другую точку Москвы в мэрии будут делать круглые глаза и спрашивать, что нам еще надо».